Выступления на фестивалях и посвящение в рыцари — участник клуба исторической реконструкции о своей жизни

Сразись, если сможешь

Не выиграть бой, но стать победителем турнира. Как такое возможно? Ищите женщину…

Минчанин Олег Смайкевич — настоящий рыцарь! Увлекается исторической реконструкцией и делает из выступлений яркие шоу. Даже доспехи весом 35 килограммов не помеха. Стальное облачение, кстати, стоит, как десятилетняя иномарка: изготавливается индивидуально у кузнеца, позволить его себе могут только самые увлеченные. За кулисами тематического фестиваля мы поговорили о нюансах средневековых боев, сильных соперниках и буднях реконструкторов.

Родом из прошлого

По палаточному лагерю снуют люди в необычных костюмах. Впечатление, что переместился во времени вместе с графом Годфруа и его слугой-обалдуем Жакуем из фильма «Пришельцы». Женщины в странных чепчиках и мужчины в забавных трико о чем-то увлеченно беседуют. А по тропинке шагает закованный в латы боец. Экипировка не располагает к шуткам, по сосредоточенному лицу героя понятно: сражение предстоит лютое.

— Страшно? — спрашиваю.


— Нисколько! — расплывается в улыбке рыцарь. — Мы же не насмерть бьемся. Это только зрителю так кажется. На самом деле принято относиться к противнику благородно, как и было когда-то на средневековых турнирах. Даже если упал меч, в 99 процентах случаев позволяем поднять и продолжить бой. А ведь это фактически проигрыш.

Куртуазное поведение соревнующихся отнюдь не означает, что соперника пожалеют. Попасть в голову да стукнуть в полную силу — святое дело. А остается целой она только потому, что шлем у воинов с хитринкой. Внутри — толстая стеганая подкладка, набитая льном. Тело тоже защищено. Грудь и спину закрывает кираса, под ней кольчуга, руки и ноги также в стали. Детали доспехов крепят к поддоспешной одежде с помощью шнурков или ремешков и плотно затягивают.


Двигаться в такой конструкции нереально. Но это мне. А Олег Смайкевич еще и соперников рубит, как капусту. Образно выражаясь, конечно. Видимость при этом практически нулевая. Через шлем различаешь только оружие, щит и человека перед собой. Даже звуки внутрь проникают слабо. Как и воздух, если уж откровенно.

На турнирах воюют тем, что нравится. Популярны копья, кинжалы, полаксы, топоры, алебарды и моргенштерны. А вот мечи достают реже. Обычно полуторные (до двух килограммов) или двуручные. На любом оружии предполагаются гуманизаторы — элементы, защищающие от ранения. Однако удары, которые засчитывают судьи, должны попадать в уязвимые места. Например, в подмышки. Больше смертельных выпадов от соперника — выше шанс на первенство.


А бывает и по-другому: участник не выиграл ни одного боя, но стал победителем турнира.

— На некоторых состязаниях есть суд дам. За яркий бой или хороший поступок девушки дарят участнику розы. Это бонус, который можно использовать в свою пользу. А решение о присуждении первого места — за организаторами. Они же определяют, как будешь выступать: по жесткой турнирной сетке или выбрав соперников самостоятельно. Но самое удивительное — на некоторых фестивалях вообще нет победителей. Таков формат.

Камера, мотор

У клубов исторической реконструкции обычно четкое разделение по времени. Олег Смайкевич увлечен событиями первой половины XV века — от начала Грюнвальдской битвы до окончания Гуситских войн. Этой темой в нашей стране больше никто не занимается. Навыки боя демонстрировал на белорусских и российских фестивалях, выходя сражаться даже с сильно превосходящими в габаритах соперниками. В чем секрет?

— Вес, рост и умение далеко не всегда выигрывают. Главное — выносливость. Прокачал ее на многочисленных турнирах и чувствую себя уверенно, даже если сражаюсь с лучшими из лучших. А еще руководствуюсь принципом «вижу цель — не вижу препятствий». Если чего-то по-настоящему хочешь, можно и горы свернуть.
Реконструкторов нередко приглашают в кино. Олег Смайкевич снялся в четырех картинах. Съемки проходили в Минске и за городом, в Лидском и Мирском замках. По сюжету приходилось скакать галопом на лошади, сражаться, но самое сложное, признается со смехом, — подняться и спуститься по ступенькам, на двадцатый раз нервы сдают:

— Ждать своей сцены приходится по несколько часов. Смена начинается рано утром, а заканчивается порой за полночь. Любопытный факт — на заднем плане могут сражаться представители разных эпох, но зрители обычно этого не замечают. То есть ситуация, когда воин XIII века на экране убивает воина XVII, частое явление.


И это лишь один ляп, который видит профессионал. Достойные фильмы в плане исторической реконструкции тоже есть, но их мало. Олег выделяет черно-белые картины 1950 — 1970‑х годов. А из современных понравилась «Последняя дуэль» с Мэттом Дэймоном в главной роли. Единственный минус — наполовину открытый шлем рыцаря: в бою так не бывает.

Смайкевич стал рыцарем в прошлом году на фестивале в Новосибирске. Все как положено — встав на одно колено. К историческому имени, которым пользовался до этого, — Алег з Наваградка (малая родина героя — Новогрудок. — Прим. ред.), прибавилось обращение «пан».

Будучи опытным воином, все же признается: есть куда расти. Хотел бы посоревноваться с многократным чемпионом мира по историческому фехтованию Сергеем Уколовым. И в очередной раз встретиться с опытным реконструктором из России Ильей Есиком. Он же Беждрих из Штрижницы. Проиграть титулованным соперникам не боится. Уверяет: это тот случай, когда главное — удовольствие от боя.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter