Программа строительства жилых районов для минчан в городах–спутниках фактически проваливается

Спутники задержались на старте

Программа строительства жилых районов для минчан в городах–спутниках фактически проваливается...

На одном из заседаний рабочей группы по проблемным вопросам в строительной отрасли под председательством Главы Администрации Президента директор БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА Виктор Ивличев анонсировал инновационный генплан Минска. И даже презентовал Андрею Кобякову красочную схему обновленного города. На ней — принцип расселения минчан по 6 городам–спутникам, которые с центром свяжут железнодорожные магистрали. 5 промплощадок: Фаниполь, свободная экономическая зона «Минск», Руденск, Жодино и Китайско–Белорусский индустриальный парк. Архитекторы давно говорят: главному городу страны тесно в объятиях МКАД, которая вскоре может стать обычной городской магистралью. Но легко рисовать планы. Гораздо сложнее воплощать их в жизнь.


Население Минска ежегодно увеличивается на 15 — 17 тысяч человек. Если дело так и дальше пойдет, то придется возводить небоскребы, как в Дохе, столице государства Катар, где сконцентрировано до 90 процентов всего населения страны. Но там понятно: вокруг пустыня, а главный источник существования местных жителей — нефть. У нас все иначе. Однако центростремительная сила, которая влечет молодежь и бизнес в столицу, быстро превращает его в перенаселенную агломерацию. Со всеми вытекающими проблемами: пробки на дорогах, очереди на жилье, дороговизна квадратного метра, нехватка мест в близлежащих детских садах и школах... Иван Романович, начальник главного управления контроля по Минску Комитета госконтроля, обеспокоен: «Степень концентрации населения в столице фактически приблизилась к предельно допустимой. Это негативно сказывается на сохранении качества среды обитания горожан». Несмотря на все меры поддержки, бизнес слабо развивается в малых городах, где недостаток хорошо оплачиваемых рабочих мест. Программа строительства жилых районов для минчан в городах–спутниках фактически проваливается.


Напомним, первый этап ее реализации завершается в 2015 году. По плану, в Смолевичах нужно сдать в эксплуатацию 300 тысяч квадратных метров жилья. Но пока на выходе только один дом. Около 250 тысяч минских семей стоят в очереди на жилье, однако переезжать в спутник желающих мало.


А, собственно, зачем? Чтобы потом ездить на работу в Минск, создавая себе и детям дополнительные проблемы? Кроме того, замахнувшись на грандиозный проект, государство не в состоянии найти огромные суммы, необходимые на создание инфраструктуры. И не найдет, если так и будет строить города–спутники в чистом поле, полагают в Комитете госконтроля.


Решать градостроительные проблемы Минска надо комплексно. В том числе изучив опыт реализации российского проекта «Большая Москва», изюминкой которого станет переезд федеральных министерств за МКАД. Для чиновников будет построен новый город. «И у нас, думаю, ряд министерств и особенно научно–исследовательских институтов следует переносить в города–спутники, в Заславль, например, или Смолевичи», — рассуждает Иван Романович и припоминает в этой связи опыт СССР. Построили под Полоцком нефтеперерабатывающий завод — появился город Новополоцк. Возвели Белорусский металлургический — на карте вырос город Жлобин. В Жодино не один год прекрасно работает Научно–практический центр по земледелию. Зачем все ведомства, исследовательские институты и государственные учреждения размещать в Минске? Вопрос, нуждающийся в предметном обсуждении. К слову, об этом на сайте «СБ» давно пишут читатели, рассматривая в качестве оптимальной площадки для размещения чиновников Заславль. Тем более что вкус к загородной жизни у минчан активно развивается, если судить по ценам на аукционах по продаже участков близ МКАД. Стоимость 15 соток доходит до 50 — 100 тысяч долларов. Но если спрос есть, почему бы его не систематизировать и грамотно не перераспределить? Вот что думает по этому поводу Иван Романович:


— У нас имеются огромные площадки под индивидуальное строительство. Полигон в Колодищах, например. Около 200 гектаров. Проблема в чем? Нет инфраструктуры. За счет бюджета построить линии электропередачи, водо– и газопроводы, канализацию и дороги слишком затратно. Да и нереально. Надо искать компромиссы. Предположим так: магистральные сети обеспечивает государство, внутриквартальные — будущие жильцы. Чем не вариант?


Самый экономичный загородный проект возведения индустриального жилья на сегодня — микрорайон Дружный, где уже достаточно развиты сети. В Смолевичах центром притяжения может стать китайский индустриальный парк, в поселке Cокол — аэропорт. Заслуживает внимания концепция застройки микрорайона Щемыслица, на проектирование которого уже инвестировано около 7 миллиардов рублей. В этом районе реально возвести полтора миллиона квадратных метров жилья и свободно расселить 54 тысячи человек. Главный козырь — возможность продления первой линии метро до станции «Малиновка», которая решает главную проблему — транспортную.


По генплану, принятому еще в 2003 году, предусматривалось снижение доли производственных территорий в Минске. Вынести намеревались экологически неблагоприятные литейки, авиаремонтный завод, складские базы — всего 18 промышленных и транспортных предприятий. Но все задумки так и остались на уровне целей и задач. Громко провалившийся проект «Минск–Сити» показал: слишком большие высвобождаемые территории — а аэропорт «Минск–1» занимает около 300 гектаров — мало привлекательны для инвесторов. Более того, все они хорошо умеют считать деньги и не желают выносить предприятия из города за свой счет. Потому что окупить затраты и получить прибыль, настроив даже в самом выгодном месте офисов, торговых центров и квартир, проблематично. Минск — не Москва. Доходы и бизнеса, и населения ниже. Потому очередная попытка провести конкурс на архитектурную концепцию застройки территории первого столичного аэропорта завершилась неудачей. Победитель и инвестор, так и не определены. В Комитете госконтроля полагают, что мэрии города, возможно, стоит выделять под инвестпроекты более мелкие участки, определиться с четкой концепцией застройки, просчитав возможность вынесения производств за МКАД за счет бюджета с последующим возмещением затрат инвесторами.


Обсуждая перспективы развития Минска, хорошо бы еще подумать о будущих поколениях. Представьте, если бы в 1960–е лучшие места в городе застроили «хрущевками»? Или в 80–е панельными коробками? Как бы все это смотрелось сегодня? И будут ли завтра уместны модные нынче конструкции из стекла и бетона? «Надо самые лучшие места резервировать для потомков. Пусть новый облик города формируют они, тогда наш Минск во все времена будет красивым, технологичным и современным», — убежден Иван Романович. И с этой точкой зрения трудно не согласиться.


Советская Белоруссия №7 (24390). Среда, 15 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter