Украинский кризис нарастает

Спираль насилия продолжает закручиваться

Прошедшая неделя не привнесла ничего принципиально нового в украинский кризис
Прошедшая неделя не привнесла ничего принципиально нового в украинский кризис. Очередной "мирный план", анонсированный президентом Порошенко, фактически сорван. Озвученные официальным Киевом условия были отвергнуты лидерами самопровозглашенных республик; украинская армия продолжает топтаться у городов Донбасса, обстреливая жилые кварталы, множа жертвы и разрушения. Чем дольше будет продолжаться силовая фаза противостояния, тем сложнее будет договориться сторонам конфликта: насилие, кровь и взаимная ожесточенность все сильнее отталкивают части Украины друг от друга.

По большому счету, уже сегодня порой закрадывается мысль: а не проще ли киевским властям отказаться от сизифова труда по "покорению Донбасса" и отпустить мятежный регион восвояси? В самом деле, области с разрушенной инфраструктурой и нелояльным населением (а откуда взяться лояльности после всего произошедшего?) лягут тяжким бременем на украинский бюджет. А в нем и без того образовалась немаленькая дыра, после того как Киев фактически вдрызг рассорился с Россией, от которой Украина по-прежнему зависит по многим позициям, прежде всего, в энергетической сфере. К тому же, избавившись от Донбасса, Киев получит намного более однородную страну, не надо будет тратить столько сил и энергии на перевоспитание "донецких" в "правильном" украинском духе. Можно будет быстро и без проблем подписать все договоры о евроассоциации, вступить в НАТО и чего там еще хотят сознательные украинцы. А расходы на восстановление Донбасса пусть берет на себя Москва, коль ей так хочется...

Понятно, что в реальности все не так просто. Потеря территории воспринимается всегда болезненно в любом государстве. Фактическая утрата Крыма уже стала серьезным ударом по украинскому национальному самолюбию, хотя, думается, с этим обстоятельством в Киеве почти смирились, да и, по большому счету, никогда не считали это "подарок Хрущева" вполне своим. Ведь недаром первый президент Украины Л.Кравчук на волне эйфории от обретенной независимости даже готов был уступить полуостров России. Однако дальнейшая сдача территорий, пусть даже проблемных и нелояльных, обернется крахом для любого правительства. Особенно учитывая тот националистический угар, в который погрузил украинское общество "евромайдан". Кроме того, высока вероятность, что уход Донбасса спровоцирует рост сепаратизма и в других юго-восточных областях Украины. Ведь несмотря на то что открытые протесты здесь были подавлены, сами протестные настроения никуда не делись. Очевидно, что Донбасс, если он уйдет из-под контроля Киева, станет плацдармом для экспорта сепаратизма в Харьков, Одессу, Запорожье, Николаев и Херсон. И можно не сомневаться, что поборников "свободной Новороссии" здесь наберется немало, особенно в условиях разгула националистического радикализма и стремительно ухудшающейся экономической ситуации в Украине.

По сути, украинское руководство загнало себя в тупик, выйти из которого без серьезных издержек вряд ли получится. Идти на переговоры с лидерами самопровозглашенных республик Киев не может, поскольку сам же объявил их террористами. А какие могут быть переговоры с террористами? Жесткое силовое подавление также чревато издержками как морального, так и материального свойства. "Антитеррористическая операция" уже обернулась многочисленными человеческими жертвами и ущербом, оценить масштабы которого пока невозможно. Очевидно, что тотальная зачистка "сепаратистов" потребует много больших жертв и разрушений. А как после этого возвращаться к мирной жизни?

Вспомним, какими проблемами для России обернулась война в Чечне. Однако у России была подушка безопасности в виде высоких цен на нефть; благодаря нефтедолларовым вливаниям ситуацию на Кавказе в 2000-е гг. удалось стабилизировать и заморозить. У Украины подобной подушки безопасности нет и близко. А значит, Донбасс рискует превратиться в незаживающую гноящуюся рану.

Международное сообщество, похоже, тоже оказалось бессильным перед лицом украинского кризиса из-за противоречий между ключевыми игроками. Российское руководство после лихого крымского "блицкрига" в отношении Донбасса заняло крайне осторожную и двойственную позицию, очевидно, опасаясь, что эскалация напряженности в отношениях с Западом по поводу Украины может дорого обойтись российской экономике, которая после нефтяного бума 2000-х вступила в полосу стагнации. Западные игроки, со своей стороны, также не рискуют идти на эскалацию конфликта с Россией. В итоге проходят многочисленные бесплодные переговоры и консультации, озвучиваются невнятные декларации, а спираль насилия в центре Европы продолжает закручиваться все туже.

Между тем нестабильность в Украине по принципу домино может запустить дестабилизацию всего восточноевропейского региона. Негативные последствия украинского конфликта уже в полной мере начинает ощущать Россия, поскольку основная арена противостояния находится в непосредственной близости от ее рубежей. Собственно, вооруженные столкновения на российско-украинской границе уже привели к тому, что территория РФ несколько раз оказывалась под прямым ударом. Растет и поток беженцев; в Ростовской области из-за этого уже объявили режим чрезвычайной ситуации. А чем чревата дестабилизация обстановки в непосредственной близости от Северного Кавказа, думаю, говорить не стоит. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter