SPAсибо за внимание: о кадровом дефиците в санаториях

SPAсибо за внимание

О кадровом дефиците в санаториях
В стране 114 санаторно–оздоровительных организаций, а работать в них фактически некому. Остро не хватает квалифицированного персонала. К примеру, целых 11 вакансий предлагает «Альфа Радон», куда на постоянную работу требуются специалисты разных специальностей — от врача–косметолога, медсестры до массажиста и повара. Но профессионалы не спешат нести трудовую книжку. Есть еще одна проблема, о которой говорит Надежда Угляница, управляющая «Альфа Радоном»: «Медицинский персонал нуждается в серьезной переподготовке. Ему требуется специальное обучение навыкам клиенториентированного сервиса».


Что скрывается за пышной формулировкой, догадаться несложно. Улыбаться и кланяться каждому встречному клиенту нашему персоналу все еще не позволяют то ли суровый климат, то ли внутренние убеждения. Даже в четырехзвездочном многофункциональном СПА–комплексе официанты в ресторане в ответ на обычный вопрос «Куда можно присесть?» растерянно пожмут плечами и оставят выбор за вами. А массажистка, обрабатывая вам шейно–воротниковую зону, не считает зазорным вдоволь наговориться с подружкой по телефону. Невнимательное поведение работников сферы услуг побуждает нас самих уезжать за границу для отдыха и лечения, об иностранных туристах и говорить нечего — приличные цены за путевку и нежелание персонала переучиваться рано или поздно просто погубят туристическую отрасль. Только россияне оставляют во время лечения в заграничных санаториях миллиард долларов в год. В «Альфа Радоне» средняя цена отдыха в сутки на человека — 100 рублей (цена для белорусов и россиян одинаковая). Это означает, что семья из трех человек красиво провести выходные на лоне природы — сосновый лес, речка, радоновые ванны — сможет за 300 долларов. Понятно, что за такие немалые деньги и сервиса хочется чуть больше. За полтора года, с тех пор как открылся и развивается «Альфа Радон», — а это, пожалуй, лучшее, что у нас есть на сегодня — приветливый квалифицированный персонал со знанием СПА–этикета в санаторий все еще «требуется и требуется».

«К нам пришел по распределению устраиваться повар–кондитер, выпускник колледжа кулинарии, он не обладал элементарными навыками приготовления любого из 4 видов теста, — вздыхает Надежда Угляница. — Мы его перевели работать на помощь в овощной и холодный цехи на кухне, но профессию он, к сожалению, так и не освоил, кондитером не стал». Выпускники факультетов, связанных с туристическим бизнесом, не хотят начинать осваивать профессию на практике с нуля, они сразу мечтают о статусе топ–менеджеров, хотя об азах профессии после учебы имеют самые отдаленные представления. По словам Надежды Александровны, нет никакого другого рецепта, кроме как брать наиболее талантливых людей и воспитывать их на месте: «Мы обучаем персонал самостоятельно. У нас разработан корпоративный кодекс для персонала. Пока 10 раз не объяснить администратору или массажисту, что нельзя встречать клиента без улыбки, с руками, засунутыми в карманы, ничего с места не сдвинется». Горничных у нас практически нигде не обучают. Еще нюанс. По требованиям Минздрава в санатории к работе допускаются массажисты и медсестры не ниже 1–й категории: «Мы готовы сейчас взять и 5, и 6 массажистов, но их просто нет. Как правило, с 1–й и высшей категорией специалисты — это уже взрослые люди со своими привычками и представлениями о сервисе, которые не всегда готовы привыкать к новым правилам обслуживания клиента». Ждать специалистов нужной квалификации из областных центров не приходится. Ведь многие здравницы расположены вдали от больших городов, что тоже не добавляет охотников вливаться в команду профессионалов санаторного дела. Романтичная работа вахтенным методом — неделя через неделю — подходит молодым и горячим. Но обремененные семьями опытные медики оклад в 600 рублей ищут все–таки поближе к дому. Допустим, в санатории «Криница», который расположен практически в Минске — 5 минут пешком от автобусной остановки, проблем с кадрами нет.

Открытые вакансии на санаторно–курортном рынке, с одной стороны, внушают оптимизм: не так у нас все плохо в провинции, если мало кто хочет действительно зарабатывать — следовать кодексу заведения, изучать 15 видов улыбок и прочее, а не получать по старой привычке заработную плату. Еще один показательный пример, когда «Альфа Радон» только строился, нашим мебельщикам владельцы санатория предложили внушительный контракт — шестьсот тысяч долларов — обставить жилой фонд комплекса. Договориться не удалось: нестандартный цвет и размер шкафов и комодов смутил мебельщиков, и деньги заказчика уплыли к полякам — соседи оказались более гибкими исполнителями, ушли от конвейерных параметров и заработали приличную сумму. Аналогичная ситуация с потоками отдыхающих — у нас появились цены высокого уровня, но культура обслуживания клиентов на высоком уровне остается далекой от идеала, в большинстве случаев ее просто нет. И пока не появится — туристы будут делать выбор в пользу отдыха за границей. Мне  такая перспектива не нравится. А вам?..

viki@sb.by

Фото www.alfaradon.by

Советская Белоруссия № 220 (25102). Среда, 16 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter