Спасайте, кто может

Здоровье, как и любой товар, может иметь свою вполне определенную цену — все чаще убеждает редакционная почта «СБ»...

Немецкий философ Артур Шопенгауэр в свое время вывел сакраментальную формулу: девять десятых счастья зависят от здоровья. А его, как известно, за деньги не купишь. Хотя это утверждение не так уж бесспорно. Медицина не всесильна. Но сегодня она готова и в состоянии бороться с недугами, которые еще несколько лет, десятилетий назад считались фатальными. Бороться не бесплатно. Здоровье, как и любой товар, может иметь свою вполне определенную цену — все чаще убеждает редакционная почта «СБ».


Просматриваю письма. Олег Матиевич из Могилева просит помочь собрать деньги для лечения дочери в Германии. У нее тяжелое генетическое заболевание. Операция стоит 40 тысяч евро... Саше Ильковцу из Солигорска для обследования и лечения в Израиле нужно 15 — 20 тысяч долларов. Треть необходимой суммы уже есть... 7–летняя Лизавета Дрозд из Логойска абсолютно не видит одним глазом. Но спасти зрение еще возможно. Нужна операция за пределами страны. За Лизу ходатайствует мама... 60 тысяч евро нужны семье Кузьмичкиных из Минска для лечения 3–месячной дочери в немецкой клинике. Избавление от тяжелого диагноза синдром Уэста врачи обещают за 60 тысяч евро... Из–за трагической случайности Виталик Козлов из Волковысского района буквально в день своего 20–летия остался без рук и ноги. Чтобы полноценно продолжать жить дальше, парню нужен биопротез немецкого производства. Его стоимость — более 100 миллионов рублей. Маме Виталика в одиночку эту сумму не потянуть... Николай Максимович Шурхай из Дрогичинского района получил травму позвоночника и в самом расцвете сил — 44 года — оказался прикован к инвалидной коляске. Теперь надеется на российских врачей. Но для зарубежной операции тоже нужны немалые деньги...


Столкнувшись с бедой, человек хватается за любую спасительную соломинку. На обдумывание, взвешивание ситуации нет времени, сил, желания. Когда одномоментно нужны 15 тысяч евро, 20, 50, страшно даже задумываться, где их достать. Человек защищается тем, что дает себе установку — достать их надо! И пишет в СМИ, просит о помощи в интернете, расклеивает объявления на столбах...


Наша редакционная почта переполнена очень убедительными, искренними письмами с мольбами помочь, спасти. Истории Олега, Саши, Лизаветы и других, которые я привела, — из обращений лишь последней недели. Столько же было и на предыдущей. Сколько будет на следующей — не знаю. Но не меньше, это точно. Я глубоко сочувствую этим людям. Их адреса и телефоны есть в редакции.


Мы никогда не отказывали тем, кто обращался к нам за помощью. Публиковали письма, сообщали номера благотворительных счетов, лично занимались переводом денег и посылок... Но раньше «крики о помощи» были единичны. Сейчас их хватило бы на целый номер газеты. И так каждую неделю. Раньше разрешением на публикацию письма с указанием расчетного номера занималась специальная комиссия Минздрава и «просчитывала вопрос». В смысле: нужна ли операция только за рубежом, принесет ли она пользу и т.д. Минздрав в итоге и выдавал ходатайство на открытие благотворительного счета. Занимается комиссия этим и теперь. Но... В апреле этого года на свет появилось постановление Правления Национального банка за номером 40 «Об открытии банковских счетов». Документ распространяется сугубо на организации внутри банковской системы. Вместе с тем он вступил в некоторое противоречие, даже, если хотите, — конфронтацию с деятельностью системы здравоохранения. Ведь суть постановления такова, что теперь клиент банка может по упрощенной схеме открыть любой счет на свое имя. В том числе благотворительный, который не облагается комиссионными сборами. Если раньше такой счет открывался только при наличии ходатайства Минздрава, то теперь достаточно прийти в банк, имея при себе паспорт. Клиент, если потребуется, сам будет отвечать, на что, куда, зачем были истрачены перечисленные суммы.


— Сейчас только в Беларусбанке открыто около 1.700 благотворительных счетов физических лиц, на которых находится чуть больше 1 миллиарда рублей в эквиваленте, — обрисовывает ситуацию пресс–секретарь ОАО «АСБ Беларусбанк» Сергей Верещак. — Это средства, которые собраны как на лечение, так и в рамках гуманитарной помощи, поступающей из–за рубежа. Я не могу сказать, что после постановления Нацбанка у нас появилось больше желающих открыть счета по сбору средств. Количество примерно такое же, как и в прошлом году. Но ведь документ действует всего полгода.


Хотя уже за это время, по сути, сведена на нет деятельность комиссии Минздрава, состоящей из 15 профессоров, которые коллегиально и выносили решение, действительно ли так необходимо лечить пациента за рубежом. Теперь если, допустим, мама попросту надеется на «большую компетентность» зарубежных специалистов, ей ничего не стоит открыть в банке благотворительный счет и... например, через газету просить помочь со сбором средств.


— И ведь деньги можно собирать не только собственно на операцию за рубежом, — подтверждает главный специалист отдела специализированной помощи Минздрава Людмила Воропаева. — Еще и на лекарства, проживание, медицинское оборудование. На что угодно! Интернет сейчас облегчил поиски «нужных» врачей. Пациент сам может выбирать, в какую страну ему отправиться для поправки здоровья. Я не имею ничего против. Но знаю, что многие зарубежные клиники охотно берут «наших» клиентов, обещая полное выздоровление. При том, что ни один квалифицированный врач, тем более если речь идет о серьезном заболевании, никогда не осмелится давать 100–процентные гарантии. Но человек, попавший в беду, верит всему. И готов за любой миф заплатить огромные средства.


В отличие от западной медицины наша по–прежнему остается бесплатной. При том, что располагает уже новейшими медицинскими технологиями, не уступающими мировым стандартам. Но. Медицина, увы, не всесильна. Сколько бы она ни стоила. Ни у нас, ни где–то там, за горизонтом. Как не всесилен человек, готовый откликнуться на крик о помощи. Беда в том, что чем больше таких криков, тем сложнее ему определить: где действительно тот случай, когда речь идет о жизни и смерти. Проще закрыть уши...


Мы и впредь будем по возможности публиковать письма читателей, которым нужна помощь. Знаем, что у нас немало милосердных и сострадательных людей. Но есть такая злая закономерность — когда деньги просят «все», то не получает «никто». Или очень мало... Верим, что помощь придет к тем, кто действительно в ней нуждается.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter