Государственные СМИ сегодня должны быть инструкцией по применению информации

Современная белорусская печать: традиции и конвергентность

День печати сегодня, 5 мая, отмечается в Беларуси. Профессиональный праздник тех, кто работает в сфере печатных средств массовой информации, был установлен указом ­­Президента в мае 1996 года. Дата праздника символична и выбрана не случайно: именно в этот день в 1912 году вышел первый номер газеты «Правда», ставшей в советское время основным ежедневным и самым влиятельным изданием в стране. С тех пор медийное пространство и на территории государств, образовавшихся после распада СССР, и на планете в целом претерпело колоссальные изменения — технологические и смысловые. Однако прогнозы о закате эры печатных СМИ оказались несостоятельными, более того, набирающая темпы в XXI веке гибридная война способствовала мобилизации и качественному совершенствованию печати, что весьма заметно на примере медийного пространства суверенной и независимой Беларуси. Как же удается обеспечить сохранение традиций и конвергентность, нацеленную в будущее? «СБ. Беларусь сегодня» пригласила к разговору руководителей всех областных газет нашей страны. Участниками большой и предметной дискуссии стали главный редактор брестской областной газеты «Заря» Игорь Гетман, главный редактор учреждения «Редакция областной газеты «Витебские вести» Александр Клицунов, главный редактор КУП «Редакция газеты «Гомельская праўда» Сергей Беспалый, главный редактор ОУИРП «Редакция газеты «Гродзенская праўда» Алеся Робак, генеральный директор УП «Информационное агентство «Минская правда» Лариса Коршун и главный редактор КИУП «Информационное агентство «Могилевские ведомости» Ирина Петрусевич.

Современные возможности и главные вызовы

И. Гетман: Новые технологии меняют лицо печатных СМИ. Свои веяния в журналистику сегодня приносят интернет и другие виды коммуникаций. Когда мы говорим о новой журналистике, зачастую вопрос сводится к передаче информации — способам доставки контента от создателя к потребителю. При этом все меньше задумываемся о качестве самого контента. Мы забываем о главном: читателя по-прежнему интересуют не оригинальность верстки или множество ярких фотографий, а именно содержательная часть. На мой взгляд, и редакторы газет, и читатели сегодня в этом вопросе должны быть солидарны, понимая, что контент и его качество должны быть превыше всего.

Если рассматривать проблемы, то здесь стоит выделить один интересный момент.
Зачастую мы сталкиваемся не с журналистикой, а игрой в нее. Человек, не имеющий никакого понятия об азах этой профессии, мнит себя великим блогером или журналистом.
Игорь ГЕТМАН:


— Еще несколько лет назад никто не мог и предполагать, что сегодня будет востребована авторская, напористая журналистика, которой у нас не было до 2020 года. То время, безусловно, пошло нам на пользу. Мы пережили встряску, вся сфера, переформатировались и пересмотрели подходы. Они оказались востребованы нашими читателями.
Такие люди, как правило, стараются меньше читать, но при этом больше писать, и не важно о чем. И самое неприятное заключается в том, что люди, претендующие на звание журналиста, не стесняются выглядеть глупыми. На мой взгляд, это ненормально — с умным лицом нести откровенную чушь. Зачастую именно это порождает различного рода фейки и инфо­атаки.

Еще одной проблемой современной журналистики является нехватка кругозора у начинающих журналистов. Пример из личной практики: отправлял на задание молодую корреспондентку — записать интервью с женщиной, знавшей Екатерину Фурцеву. В глазах подчиненной было сплошное недоумение... Еще пример. На одном из телеканалов шел разговор о местной достопримечательности. Корреспондентка за кадром уверенно вещала о том, что в свое время в этом районе неподалеку от церкви жили Якуб Колас и Янка Купала и оба, вероятно, посещали ее. Гипотетически я могу допустить, что Колас приходил туда, но Купала был все-таки католиком… Это вроде бы незначительные детали, но, как говорится, осадок остался.

А. Клицунов: Согласен, проблема молодых журналистов сегодня в большей степени связана с ограниченным кругозором в силу различных причин. Есть и вопросы с их профессиональной подготовкой, начиная с вуза. Также порой молодому специалисту бывает сложно влиться в творческий коллектив из-за изначально более слабых стартовых позиций. Но, собственно, так каждый человек начинает свой профессиональный путь. И здесь нужно поддержать новичка, найти возможность закрепить за ним наставника, который поможет вникнуть в сложную тему или вовремя обратит внимание на творческие промахи. Мы, например, при всей загрузке опытных работников все же стараемся закреплять за ними молодежь, ведь очень важно передать накопленный опыт. А дальше уже все в руках самого журналиста.
Александр КЛИЦУНОВ:


— Современный журналист обязан твердо стоять на государственных позициях. Он должен быть оперативным, с широким кругозором и способностью критически оценивать происходящее, отбирать и анализировать информацию. Быть контактным, умеющим слушать и заинтересовывать собеседника, универсальным в плане освещения тем. И главное, защищать интересы общества и конкретных людей.
И. Петрусевич: В то же время журналистика получила массу возможностей для работы с информацией, создания современного, востребованного контента. И это благодатная почва для молодых людей, планирующих или уже связавших свою жизнь с журналистикой. Но учитывая эффект клипового мышления, сформированного интернетом, читатель усваивает лишь поверхностную информацию, не особо вникая в причинно-следственную связь происходящего. Серьезные аналитические материалы в сети, как правило, не дочитываются до конца. И потому газета — это площадка, где крупноформатные материалы аналитического характера дают человеку возможность разобраться в вопросе, формируют критическое мышление, побуждают к анализу. Газета представляет собой и исторический архив, который с годами приобретает особую ценность.
При всех плюсах современных возможностей получения оперативной информации из интернет-пространства газета выигрывает по многим позициям. Она защищена от хакерских атак, ее невозможно заблочить, закинуть в нее фейки.
Однако традиционные медиа также сталкиваются с проблемами, связанными с постоянной конкуренцией на рынке СМИ и необходимостью адаптироваться к изменяющимся требованиям аудитории. Журналисты должны постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки и работать в новых форматах, чтобы оставаться востребованными.

Л. Коршун: Профессионал обязан быть технологически грамотным. Чтобы развивать социальные сети, нужно четко понимать их алгоритмы. Чтобы создать заголовок, который принесет просмотры, необходимо знать, как устроены поисковики. В такой работе сегодня нужен не только наш интеллект, но и интеллект искусственный. И как это применять на практике, тоже нужно знать.

Сегодня мы сталкиваемся с попыткой удалить нас с социальных платформ. А потому необходима стратегия, с которой сложно справиться врагу. «Минская правда» в интернете, как паутина, окутывает пространство. Наш ТikTok неоднократно пытались удалить, три раза приходилось напрямую обращаться в головной офис социальной сети для восстановления. Чтобы усложнить процесс нашего кaнселлинга оппонентам, мы завели более десятка аккаунтов. В самом большом сегодня 135 тысяч подписчиков, всего — 350 тысяч. Работает более пяти региональных ТikTok. Общий месячный охват всех аккаунтов — почти 50 миллионов человек. Такая же схема работает и в Telegram. Это авторские каналы, анонимные и региональные. Всего их у нас 13. Каждый журналист, работающий в регионе, самостоятельно ведет Telegram-канал, ТikTok, иногда Instagram. И это единственный вариант развития, который может принести результат.

Чтобы газета стала кому-то интересна, кроме постоянных подписчиков, нужно было ее осовременить, сделать яркой, острой, провокационной. Этот вопрос мы решили с помощью полной смены концепта и редизайна издания. С 2020 года «МП» — таблоид, но таблоид нетипичный. Мы подаем серьезную информацию не в виде заполонившего многие СМИ формата отчета, который хотелось бы, чтобы исчез со страниц газет, а тиражируем необходимые государству смыслы через свои первые полосы и аналитику. Наши первые полосы и карикатуры вызывали резонанс не только в стране, но и в мире. К примеру, первая полоса о беженцах, которым приходится выживать на границе, была проиллюстрирована большим портретом Дуды с гитлеровскими усиками. Польские СМИ подхватили нашу повестку, принялись защищать Дуду, но люди сделали свои выводы. Большую популярность имеют и карикатуры Антона Островского: их используют в России, Иране, Китае, Палестине. Некоторые работы набирают по полмиллиона просмотров только в Telegram.

В нашем холдинге есть еще три газеты — районки Дзержинска, Узды и Минского района. Мы также сделали их полный ребрендинг. Районные газеты выходят один раз в неделю в полном цвете. Читатель, помимо районки, получает в подарок и областное издание. Таким образом подписчик может ознакомиться не только с информационной повесткой своего населенного пункта, но и области, страны, мира. С июля частью нашей команды станет и опытная редакция в Смолевичах.

С. Беспалый: Действительно, сегодня нельзя занимать какую-то узкую нишу. Мы это поняли еще несколько лет назад. «Гомельская праўда» — это фактически медиахолдинг, из трех средств массовой информации. Это сама газета, информационный портал «ПравдаГомель» с очень активной новостной лентой, хорошей посещаемостью и просмотрами и радиостанция «Правда Радио», которая сегодня вещанием закрывает почти всю Гомельскую область. В структуре медиахолдинга есть издательский дом, и это не только коммерческий проект, это способ ответить на вызовы современности. Совсем скоро выйдет книга «Без срока давности. Геноцид. Гомельская область» — большой труд, над которым мы работали совместно с прокуратурой и историками.
Сейчас нужен серьезный ответ на попытки исказить историю. Наша задача — говорить об исторической правде, предоставлять показания очевидцев, исторические документы, результаты расследований, чтобы разбить все голословные фейки.
У нас свой отдел видеопродакшена, мы широко представлены в социальных сетях и мессенджерах. Выходит «ПравдаБлог», заметный информационный ресурс, который на одном языке говорит с молодежной аудиторией. Все это вкупе позволяет нам активно и комплексно продвигать свою повестку, иметь определенный вес в медиапространстве и влиять на общественное мнение. А постоянные атаки на сайт, попытки взломов, угрозы и даже создание левых ресурсов под нашим именем говорят о том, что мы на правильном пути.
Сергей БЕСПАЛЫЙ:


— Сегодня мы обязаны защищать свое информационное поле. Походить по нему желающих очень много. Мы это чувствовали давно, 2020 год только расставил акценты. И до этого нам с некоторыми личностями, плодившими фейки с целью помешать развиться экономике, расширяться городу, приходилось сражаться, ходить в суды — и выигрывать. Если государственные СМИ не будут защищать свою территорию, придут другие и будут делать на этом поле все, что им заблагорассудится.
А. Робак: Традиционным СМИ приписывают способность «останавливать мгновения», я же предлагаю за этим не гнаться. Поток информации о событиях сегодня настолько мощный, что любой человек без труда за пару минут узнает, где и что произошло. Блогеры, очевидцы событий генерируют подобный контент в вирусном режиме, так как не ограничены проверкой фактов, не заботятся о качестве иллюстративного материала, стилистических стандартов текста.
Для государственных же СМИ базовые требования, определяющие наш фундамент, — объективность, достоверность и качество подачи информации. Здесь и кроется главный резерв.
Наша сила в том, чтобы найти причинно-следственные связи явлений и объяснить, что некоторые невинные на первый взгляд события могут таить в себе скрытую опасность. Аналитический, в чем-то критический взгляд на действительность помогает аудитории ориентироваться в информационном пространстве.
Образно говоря, государственные СМИ сегодня должны быть инструкцией по применению информации.
 «Гродзенская праўда», например, представлена на всех площадках. В совокупности тираж печатной газеты, количество посетителей сайта и подписчиков на онлайн-сервисы редакции позволяет говорить о том, что каждый третий житель региона является потребителем нашего медиапродукта. При численности населения Гродненщины в один миллион человек наш сайт за 2023 год посетили 686,5 тысячи человек, на соцсети редакции подписаны более 35 тысяч, разовый тираж «Гродзенскай праўды» на начало мая составил более 16 тысяч экземпляров. Интересно и совмещение форматов. Еще лет десять назад было сложно даже представить, чтобы на газетной странице отображалось видео. Сегодня использование QR-кодов — распространенная практика, делающая полиграфию живее. В тренде цифровые обложки и другие технологические ноу-хау.

Журналист сегодняшнего дня

Л. Коршун: В околожурналистике действует дворовой принцип — бей первым. Ты должен первым крикнуть о чем-то на сайте и в сетях. Но у того, кто кричит первым, зачастую нет времени проверить факты, сослаться на компетентное мнение или представить другую точку зрения. Так возникает явление, которое называется «фейкньюз», попросту — вранье. Постепенно к этому привыкают, это становится если не нормой, то слабопорицаемым явлением. А там, где сопротивление слабое, противник наступает активнее. Это мы видели и в 2020 году, видим и сейчас со стороны Украины в отношении России. При этом весь инструментарий информационной войны направлен преимущественно на молодое поколение, на стирание у него исторической памяти.
Нам нужно усиленно работать над тем, чтобы наша героическая история не была переписана, как у соседей. Отсутствие эффекта неожиданности, предсказуемость, обход острых тем, сглаживание углов подрывает доверие не только к прессе и журналистике, но и к информационному пространству в целом.
Если мы хотим выиграть информационную войну, то давно пора начинать работать по-новому.
Лариса КОРШУН:


— Сегодня время резкого ускорения. Благодаря интернету каждый человек легко становится средством массовой информации. При этом вам не надо ничего: ни помещений, ни редакторов, ни печатных станков. Но несмотря на обилие блогеров, журналистика остается профессией — со своими обязательными правилами, законами и эстетикой. Она отличается от произведений даже самых талантливых блогеров, как типичное современное селфи от художественной фотографии.
А. Клицунов: Тем более что современная журналистика сочетает в себе классическую и веб-журналистику, которая приобретает особую значимость в эпоху массового развития интернета и социальных сетей. Используя современные виды коммуникации, интернет, сегодня журналист имеет огромные возможности оперативно и достоверно рассказывать о происходящих событиях. В то же время возрастает необходимость постоянного поиска новых способов продвижения контента, форм привлечения внимания аудитории к материалам.

Насущная проблема — конкуренция с информацией, получаемой пользователями из интернета, зачастую из недостоверных источников. Многие сайты и социальные сети не заботятся о правдивости размещаемой информации, а фейки для них становятся средством завоевания популярности.

И. Петрусевич: Уверена, что сегодня самое главное для журналиста — быть патриотом, человеком, отстаивающим интересы своей страны, знающим историю, умеющим думать и анализировать.

Давайте проведем параллели между событиями сегодняшнего дня и 80‑летней давности.
В годы Великой Отечественной войны в ружье стали истинные патриоты, в том числе и журналисты. Воевали как ружьем, так и пером. Яркий пример тому — Константин Симонов. Кстати, наша редакция тогда областной газеты «Могилевская правда» ушла на фронт и в партизанские отряды — в полном составе.
А в XXI веке в критический момент некоторые из числа наших бывших коллег стали по ту сторону баррикад, поддержали деструктивные силы, направившие свой удар на государственный строй, разрушение Беларуси. И сегодня продолжают с территории недружественных нам стран свою ущербную деятельность. Эти люди обнулили историю, перечеркнули прошлое и память, посягнули на будущее.

Если говорить о профессиональных навыках, то понятие «универсальный журналист» остается актуальным. Штат нашего информационного агентства обновился молодыми кадрами, которые привнесли новый импульс медиаполю Могилевской области. Ощутимо ожили соцсети mogilevnews.by, шесть наших сотрудников активно выступают в качестве блогеров, смело и весьма успешно оттачивают перо в политической тематике. Мы видим в лицах молодых журналистов огромный потенциал и уверены, что за ними будущее региональной журналистики.

С. Беспалый: В госСМИ должны работать государственные люди. И очень хорошо, что в последнее время мы так плотно занимаемся этой темой, видим, кто нас предал в 2020 году. Прежде чем взять кого-то на работу, внимательно к нему присматриваемся.
У нас есть принцип трех «П»: патриотизм, профессионализм и порядочность. Эти понятия, на мой взгляд, решают все. Это основные постулаты, которых должен придерживаться журналист.
А если говорить о каких-то дополнительных штрихах, то скажу, что надо болеть за свое дело. Редакция — это слаженный механизм, где, если хотите, один за всех и все за одного. Мы вместе, одной командой делаем общее дело. Вместе защищаем информационное пространство.

А. Робак: Я бы сказала, что современному журналисту нужна харизма. Можно быть умным, талантливым, очень грамотным, но если нет энергетики, цепляющей аудиторию, ничего из этого не работает, а медиапродукт ничем не отличается от инфошума. На мой взгляд, государственным СМИ не хватает именно такого подхода, в чем-то дерзкого, в чем-то провокационного, но обязательно продуманного и сознательного.
Алеся РОБАК:


— Думаю, всем белорусским СМИ стоит принять во внимание: выиграют те, кто сформирует активную аудиторию единомышленников. Создание реальных и онлайн-сообществ вокруг редакции имеет решающее значение для реализации успешной стратегии в ближайшие годы. Информация ценна, когда ею можно с кем-то поделиться. Сила слова — в объединении людей.
Современный журналист — многостаночник. Когда-то в газете «Праца» Зельвенского района формат универсального журналиста мы практиковали из-за нехватки кадров. Сегодня, обладая ресурсами, все равно к нему прибегаем, поддерживая мультиплатформенный формат.

И. Гетман: В душе каждый редактор мечтает о том, чтобы в его штате был универсальный журналист, которому по силам будет любое задание, при этом сможет в своем объективе поймать интересные кадры и написать текст на любую заданную тему. При этом будет силен не только в печатной, но и в электронной версии газеты, способный сам заверстать свой материал. В реальности так не бывает или бывает очень редко. Все потому, что при подобном универсализме корреспондента теряется глубина.
Мы должны понимать, что доверие у читателя будет вызывать только тот текст, который в полной мере отра­зит знание темы журналистом. Для этого у корреспондента должен быть хороший кругозор.

Белорусская журналистика будущего: какой ей быть?

И. Петрусевич: Мы с моими коллегами обсуждали эту тему на днях. Так вот молодые сотрудники придерживаются мнения, что будущее за современными информационными и коммуникационными технологиями. Современные СМИ, считает молодежь, сталкиваются с жесткой конкуренцией на рынке коммуникаций, что требует от них непрерывного развития.

Однако за последние годы многие соцсети и порталы начали уменьшать важность даже электронных СМИ. Эти платформы позволяют пользователям самим размещать новости в удобной для них форме. Как следствие — молодежь не интересуется получением информации из печатных СМИ, радио, телевидения и даже информационных сайтов. Прогнозируя будущее интернет-изданий, можно предположить, что стиль подачи информации будет трансформироваться далее. Кроме стиля, изменения могут затронуть и оформление контента. Будущее может быть связано с использованием очков виртуальной реальности, развитием метавселенных. Современные СМИ будут включать не только текстовые и графические материалы, но и более интерактивные элементы — тесты, игры, виртуальные экскурсии.
Несмотря на все технологические элементы, задача СМИ остается неизменной — обеспечить доступ к актуальной и правдивой информации. Именно поэтому эти изменения должны учитывать потребность и интересы читателей, а не только следовать модным тенденциям.
Ирина ПЕТРУСЕВИЧ:


— В условиях информационного противоборства журналисты государственных СМИ должны быть настоящими бойцами в медиапространстве, отстаивающими интересы и будущее Беларуси, смело и аргументированно противостоять любым попыткам внедрить дезинформацию и фейки в информационном поле. А вот людям с нейтральной позицией точно не место в журналистике.
Л. Коршун: Прогнозы, можно сказать, апокалиптичны: с развитием технологий СМИ кардинально изменятся, а те, кто не сможет встроиться в меняющийся ландшафт, навсегда исчезнут. Современная скорость распространения информации меняет мир быстрее, чем мы способны это представить. Развитие технологий привело к тому, что информация поступает сразу в ваш карман, где лежит мессенджер. Но это все становится бесконтрольным, а потому многие страны, которые называют себя демократическими, просто выпиливают из инфопространства как отдельных журналистов, так и целые СМИ. И если в Беларуси реально борются с экстремизмом, то в США — с правдой в лице Такера Карлсона. Также все помнят, как в Украине закрыли пять телеканалов, долго рассказывая при этом о свободе слова. Испытывают постоянный прессинг журналисты RT. Контроль над СМИ будет только нарастать. Сегодня искусственный интеллект может генерировать картинки с реальными людьми буквально за секунды. Становится легче создавать фейки, а также решать, какая информация будет доходить до людей. С другой стороны, человек устает от инфошума, разочаровывается в тех, кто врет, и в итоге останавливается на нормальных СМИ.
Полагаю, сегодня все редакции должны делать упор на видеоконтент, ведь человеку проще смотреть и слушать, чем читать. Нужен как горизонтальный, так и вертикальный контент. Для его производства на самом деле нужно не так много — как минимум смартфон. В любых войнах, в том числе информационных, всегда побеждает тот, на чьей стороне правда. А она с нами.
С. Беспалый: Я думаю, что авторская журналистика будет развиваться и дальше. Это здорово, когда журналиста знают по имени. Его стиль и почерк — это как знак качества, личная печать. В конце года каждый наш сотрудник представляет авторские проекты, которые будут реализованы в следующем году.
Сегодня один человек может очень сильно повлиять на общественное мнение, донести правильные идеи. Такой информации, не обезличенной, а высказанной авторитетным человеком, доверяют больше. Задача журналистики — как раз мгновенно реагировать на все перемены, быть гибким организмом, перестраиваться и подстраиваться под читателя и зрителя.
Как и в любой сфере, говоря о будущем, очень важно не забывать о прошлом, о тех, кто был до нас, кто творил журналистику в самые разные, иногда очень непростые времена. В прошлом году мы к 120‑летию со дня рождения нашего бывшего редактора — Героя Советского Союза Ильи Павловича Кожара — сделали мурал на одном из домов улицы, названной в его честь.

А. Робак: Журналистика будущего должна быть уверенной, смелой, глубокой, следовать тенденциям и трендам. Сегодня много разговоров вокруг применения искусственного интеллекта. Нашей сфере одной из первых пророчат замещение человека нейронными сетями. Не верю в то, что это возможно без потери качества продукта, но можно частично использовать технологию для совершенствования контента. Те же инфографики, визуальные решения вполне можно поручить компьютеру при отсутствии специалиста. В ближайшее время, на мой взгляд, сохранится интерес к разноплановым спецпроектам. В тренде — местные новости и нелакированный контент.

И. Гетман: Пару лет назад модно было говорить о том, что скоро, уже вот-вот, умрут печатные СМИ. А они и не собираются умирать, более того, в некоторых регионах планеты они еще толком и не родились. Прогнозировать, что будет завтра и какой будет журналистика, нельзя, потому что мы не знаем, какими будут читательские предпочтения, запрос потребителя. Журналистика меняется, но эти изменения в разной степени востребованы читателями. Кто-то привык к источнику информации в кармане, а кто-то до сих пор пишет в редакцию рукописи.

А. Клицунов: Современная журналистика развивается в век информационных технологий и претерпевает в связи с этим определенные изменения. Большое значение будет придаваться электронным массмедиа, акцент сместится на внедрение новых форм подачи информации исходя из потребностей и запросов интернет-пользователей. Однако печатные СМИ не исчезнут. На них возложена задача быть собеседником, аналитиком, рецензентом. Журналист печатных изданий имеет возможность более четко проявлять свои творческие, литературные способности. И это будет востребовано и через 10, и через 20, и через 30 лет.

Фото из архива «СБ»
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter