Социальная ответственность, это визитка солидного бизнеса

В недавнем докладе Президенту председателя правления Банка развития Республики Беларусь Сергея Румаса...

В недавнем докладе Президенту председателя правления Банка развития Республики Беларусь Сергея Румаса был один очень примечательный момент. Казалось бы, этот финансовый институт только формируется. Перед ним стоят серьезнейшие задачи. Ведь новому банку надлежит стать одним из ключевых элементов организации финансирования значительных государственных проектов и программ. Масштаб работы несложно представить, если сопоставить ее с планами модернизации национальной экономики. Они тоже, как известно, весьма внушительные. Банку развития предстоит не просто органично вписаться в эту стратегию, но и во многом обеспечить ее реализацию. Стимулировать активное движение в ее русле. И вот что обращает на себя внимание. При всей сложности периода становления уже с первых шагов нужно делать внятный акцент на социальную ответственность этого большого дела. На что Президент и обратил особое внимание Сергея Румаса.


Речь идет о том, чтобы, наращивая обороты в основной деятельности, банк обеспечивал и реализацию проектов, которые касаются непосредственно людей. Первый из них назван «Школьный автобус». Банк развития возьмет на себя покупку транспорта для подвоза детей в школу и обратно в сельской местности. Уже в этом году он профинансирует приобретение 60 автобусов — по 10 для каждой области. Но этим не ограничится. Сергей Румас рассказал «СБ» о намерении организовать и специальные курсы для водителей на такой транспорт, и их тщательный отбор. Все же ответственность на них ложится особая. Точнее, не кандидатов, а кандидаток. Прозвучала и еще одна интересная идея: желательно, чтобы водителями школьных автобусов были женщины. Смысл замысла глубокий. С одной стороны, на селе не так уж и много вариантов приличной работы для дам. С другой — считается, что они за рулем более осторожны, чем мужчины. Ну а главное представляется в том, что посильнее материнского инстинкта вряд ли еще какой–то есть. И за мамами–шоферами малыши действительно будут как за каменной стеной. Сергей Румас при этом уточняет: в салоне, скорее всего, будет находиться и ребенок водителя. Очень тонкий психологический момент.


А в целом же речь идет о системном решении давней проблемы. Не секрет, что малокомплектные школы в небольших селах закрываются. Они просто не могут обеспечить должный уровень образования для детей. Педагогов мало, мало и детей. Случается, особенно в начальной школе, что в одной аудитории одновременно идет урок сразу для нескольких классов. Самых маленьких учитель учит цифрам, тем, кто постарше, дает азы сложения и вычитания, третьим — таблицу умножения, а четвертым — задачи на десятки и сотни тысяч. Хорошо ли при этом усваивается предмет всеми школярами — вопрос другой.


Именно поэтому подобные учреждения образования лучше закрыть. Детей же перевести в более продвинутые школы в агрогородках. Правда, путь до них порой не близкий. Для того чтобы с комфортом и безопасно дети его могли преодолевать, и затеяна программа «Школьный автобус». Надо сказать, что с разной степенью успешности она уже реализуется. Где–то за счет региональных бюджетов, где–то подставляют плечо местные предприятия. Но единого подхода, выделяет Сергей Румас, нет, а возможности не в каждом районе одинаковые. И вот теперь речь идет о создании целостной системы, благодаря которой дети из любой белорусской деревни имели бы одинаковые возможности добраться до школы и вернуться домой. При этом подключение банка сделает проект более рациональным. Изначально потребность в автобусах в целом по стране программой оценивалась в 700 машин. Каждая ценой 60 — 65 тысяч долларов. Огромные деньги. Сергей Румас рассказал, что специалисты банка убеждены: если оптимально выстроить логистику перевозок, то, возможно, достаточно будет и вдвое меньшего количества. Однако точную цифру можно будет назвать ближе к завершению проекта. В любом случае Банк развития взял на себя обязательство в течение пяти лет решить проблему полностью.


Это первый социальный проект Банка развития. Надо думать, далеко не последний. Сергей Румас заверил, что возглавляемая им структура будет искать и другие сферы приложения сил для решения социальных задач, показывая пример ответственного отношения к делу. Ведь Президент ставит задачу широко. Он обращает внимание на то, что социальными задачами должна заниматься каждая крупная организация, зарабатывающая прибыль.


Этот опыт развивается. В Беларусбанке, например, уже не первый год активно работают сразу по нескольким направлениям. Первое — строительство коттеджей для детских домов семейного типа. Сегодня такие дома есть в каждой области — всего 12, еще два в этом году появятся в Ганцевичском районе на Брестчине и Славгородском на Могилевщине. После сдачи жилья его передают на баланс исполкома, но помощь на этом не заканчивается: общественные организации банка продолжают контактировать с семьями, покупают для дома бытовую технику, проводят субботники, дарят детям подарки и организуют различные акции. Второе направление — помощь медучреждениям страны во внедрении современных методов лечения. Так, за поддержкой в покупке дорогостоящего оборудования обратился гомельский РНПЦ радиационной медицины и экологии человека.


Немало у Беларусбанка и подшефных учреждений образования — более 70. Особое внимание — социально незащищенным группам: детям–инвалидам, сиротам. Работа в социальном направлении и в списке ближайших планов. Сейчас сотрудники Беларусбанка готовятся к акции по сбору средств и подарков для детских садов.


Все это хорошие образцы правильного отношения к жизни ответственного бизнеса. И хочется верить, что их возьмут на вооружение многие.


Артем ВЕРБИЦКИЙ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter