Снега эпох

Книжный навигатор

Янка Сiпакоў. Зубрэвiцкая сага. Раман у апавяданнях. Мiнск, Лiтаратура i мастацтва, 2010.


Действие романа происходит в одном месте — родной деревне автора Зубревичи. Но действие это длится сквозь века. В первом рассказе события происходят в эпоху охоты на мамонтов. А почему нет? Ведь результаты раскопок подтверждают — и в то время здесь жили люди! Может, и существовал на самом деле охотник Быстрые Ноги, преданный завистливым соперником и спасенный самоотверженной возлюбленной? А может, жила и очаровательная Купалка, желавшая согласно обычаю быть сожженной вместе с умершим мужем, старым князем, но спасенная неожиданной любовью? Волею автора жили в Зубревичах и Митка Секира, двоюродный брат польской королевы, и князь по прозвищу Зверь, отдавший жену–изменщицу голодному медведю... История Зубревичей длится на наших глазах, превращаясь в историю всей Беларуси... Крестоносцы и наполеоновские солдаты, князья и крестьяне, повстанцы Калиновского и партизаны Великой Отечественной... Белорусская земля помнит всех.


Владимир Сорокин. Метель. Повесть. АСТ, Астрель, Москва, 2010.


Узнаваемый прием Владимира Сорокина: взять классическую форму и постепенно наполнить ее доведенным до абсурда содержанием. Сорокин уверяет, что собирался написать классическую повесть XIX века. С узнаваемыми образами и специфическим языком, всеми этими «непременно», «батенька» и «извольте-с». Главный герой, почти чеховский персонаж — русский доктор Платон Ильич Гарин (оцените аллюзии на классику!). По бескрайним сибирским (вроде бы) просторам Гарин везет в дальнее поселение вакцину от страшной эпидемии. Ему помогает мужик–хлебовоз Перхуша... Разумеется, раз повесть называется «Метель», то и станционный смотритель в наличии. Правда, сразу настораживает, что эпидемия вызвана некоей «боливийской чернухой», превращающей людей в монстров в духе рядового блокбастера. Перхуша и Платон Ильич едут на санях, переживая типичные невзгоды русских путешественников: полозья треснули, метель началась, волки напали... Но, как говорила Алиса в Стране чудес, ощущения все страньше и страньше. Все больше знаков, артефактов, которые никак не могут принадлежать веку Чехова, да и вообще земной цивилизации. Появляются какие–то невероятные туземцы, замерзший великан, в ноздрю которого въезжают сани, мистические пирамидки, наркотики... В конце концов полузамерзшего доктора спасают китайцы, приехавшие на поезде, ну а лошадей они ссыпают в мешок... Самое время удивиться — эк дает автор! Каков трюк! Но как–то не хочется. Ей–богу, лучше бы уж он продолжал старательно стилизоваться, а то больно искусственно все выглядит. Конечно, теперь Сорокин рассказывает желающим, сколько подтекстов в его повести и как он смело изобличил недостатки исконно русского уклада и госуправления, да и вообще действие книги происходит в XXI веке, как антиутопия... Но в остатке мы все равно имеем всего лишь очередную литературную «штучку».


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter