Смотрите видеть

Эти песни нужно не слушать, а нужно смотреть.
Эти песни нужно не слушать, а нужно смотреть. Потому что звучит фонограмма. Но это единственный и уникальный случай, когда петь под нее не стыдно, когда голос одного только подчеркивает талант и артистизм другого. В конце апреля в Минске на фестивале "Сузорье-2002" собралось более 200 неслышащих исполнителей, мастеров жестового пения из семи стран мира.

"Что-то я не пойму: кто из них поет?" - донимала меня все представление соседка. Действительно, песни настолько соответствовали облику и темпераменту артистов, их внутреннему мироощущению, что даже характерные голоса Бориса Моисеева и Кристины Орбакайте звучали почти неузнаваемо - вместо них, казалось, ноты брали руки. И этим главным своим инструментом исполнители умудрялись не только дать полный сурдоперевод самого насыщенного текста, который и человек с хорошим слухом едва улавливал, но и "спеть" а капелла, разыграть мини-сценку, "прокомментировать" любую мелодию. "Нет, это точно не глухие, - вынесла в антракте свой вердикт соседка. - Ну как можно так натренироваться?"

По словам Нины Солдатовой, идейного вдохновителя "Сузорья" и ведущего специалиста Белорусского общества глухих (БелОГ) по вопросам культуры, секрет здесь один: "Работают чуть ли не сутки напролет". У одних неслышащих исполнителей сохранились остатки слуха (процентов 10), другие выступают со слуховыми аппаратами, третьи - чувствуют вибрацию... пола. Сначала учат слова, затем - музыку, положив руки на усилитель. В каждом коллективе есть лидеры, под их движения и подстраиваются остальные. На концертах перед сценой сидит своеобразный суфлер-переводчик, который подсказывает, сглаживает заминки.

Жестовое пение начиналось в 60-х как увлечение единиц, в 70-х на любительской сцене появились первые исполнители, а сегодня это уже настоящее искусство на стыке театра, танца, пантомимы. В мире глухих известны даже три профессиональных коллектива, два из них - Московский театр музыки и жеста и киевская "Радуга" - представляют бывший Союз, где творческой составляющей в жизни инвалидов всегда уделялось повышенное внимание (кстати говоря, Запад у нас сегодня перенимает этот опыт). Задумывались о смене самодеятельного статуса своих исполнителей на профессиональный и в Белорусском обществе глухих, но, увы, не те нынче времена.

"Сузорье-2002" - уже четвертый праздник, который дарит людям, не желающим подчиниться собственной глухоте, БелОГ. Первый, 8 лет назад, проходил как открытый республиканский конкурс, на втором количество стран-участниц увеличилось почти вдвое, он стал международным, к третьему уже активно подключилось государство в лице Министерства культуры. Нынешний - под патронатом Всемирной федерации глухих. Подобный фестиваль - единственный на все СНГ. Посмотреть на "поющие руки" пришли представители дипкорпуса, международный клуб жен послов, а Анатолий Ярмоленко даже учредил персональный приз "За мастерство и любовь к искусству". Этим, естественно, награды не ограничились. Однако главную победу участники "Сузорья" одержали, взойдя на сцену и продемонстрировав всем нам искусство радоваться жизни.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter