Для чего и как проводится автотехническая экспертиза

Следы на дороге

Первый автомобиль Кар Бенц запатентовал в 1886 году. А спустя десять лет в Лондоне произошло первое дорожно–транспортное происшествие. Выступавший в суде по этому делу свидетель выказал надежду, что такое никогда больше не повторится. История, как известно, рассудила иначе.


Участникам ДТП порой кажется, что для того, чтобы разобраться в аварии, экспертам достаточно походить вокруг места трагедии с рулеткой. Однако автотехнические исследования гораздо сложнее. Специалисты Госкомитета судебных экспертиз узнают, где именно произошло столкновение или наезд. Исследуют механизм: «проводят» автомобиль по следам, выясняя, как он двигался, как начался и развивался занос, как происходили сближение и разлет после столкновения. А когда нужно выяснить характер, степень тяжести, механизм образования травм или установить причину гибели человека, проводится еще и судебно–медицинская экспертиза.


Как это работает, на примере рассказал начальник управления ГКСЭ Александр Чирко. В конце лета 2010 года водитель «Ауди» не справился с управлением и, выехав на встречную полосу, врезался в трактор. Один человек из легкового авто погиб, другой был тяжело ранен. На допросе подозреваемый говорил, будто сидевший за рулем после столкновения выпал из салона. По делу провели множество экспертиз и выяснилось: машину на большой скорости занесло и она столкнулась с трактором, затем, дважды перевернувшись, оказалась в кювете. Получается, что водитель при таком механизме не мог выпасть из салона. Значит, за рулем был не тот, который погиб. Кроме того, у выжившего имелись повреждения грудной клетки, которые он получил при ударе о руль. У пассажира таких «отметин» не было.


Нередко в особо запутанных историях истинные обстоятельства дела могут прояснить только эксперты различных специализаций. Как это было, к примеру, летом 2009–го. Около двух часов ночи водитель, превысивший скорость, оказался в кювете. Машина перевернулась. Девушка, находившаяся в салоне, погибла, трое парней получили травмы. На допросах они старательно «путались» в показаниях, уверяли, что за рулем сидел некий К... Комплексная экспертиза уличила их во лжи. Специалисты в области трассологии, дактилоскопии, генотипоскопии, судебной медицины, волокноведения, автотехники изучили частицы волокон одежды, крови и волос в салоне и на земле, техническое состояние автомобиля и прочее. Провели и следственный эксперимент. И выяснилось, что за рулем находился не какой–то К., а владелец машины, который позже прикинулся пассажиром.

Следственный эксперимент, как правило, выполняется в статике и  динамике. В динамике — для определения скорости и времени преодоления расстояний (например, от места выхода на проезжую часть до места наезда). Статичные эксперименты нужны, допустим, для установления угла обзора водителя в определенной точке. Причем это следственное действие должно проходить в условиях, максимально приближенных к тем, что были в момент ДТП. Время суток, погода, марка и состояние автомобиля, возраст, рост пешехода, цвет его одежды... — все, что влияет на восприятие дорожной обстановки, необходимо учесть и смоделировать.


А.Чирко вспоминает, что по одному такому делу — когда в аварии погибли два человека — следственные эксперименты проводились на протяжении пяти лет! Родственники погибших негодовали: почему не наказывают водителя? Все эксперименты (а их было 18) приводили к одному выводу: автомобилист не мог в это время суток заранее увидеть на дороге пешеходов и предотвратить наезд. Чтобы максимально точно соблюсти все условия, эксперимент несколько лет проходил в тот же день и в то же время, когда случилась авария.


Начальник управления рассказал и о другом нашумевшем ДТП. В июле прошлого года в одном из областных городов «Опель», пытаясь не столкнуться с попутной машиной, выскочил на встречную и врезался в «Мерседес». Погиб пассажир «Опеля», водители обоих авто получили травмы. Сначала никак не удавалось установить факт контакта между «Опелем» и микроавтобусом. На следующую автотехническую экспертизу была даже представлена запись с видеорегистратора машины, которая шла следом. Однако, несмотря на кажущуюся очевидность, главным в доказывании стало установление траектории движения автомобилей. А также того факта, что «Опель» неизбежно, при любом поведении водителя из–за маневров микроавтобуса выехал бы на встречную полосу. Эксперт пришел к выводу, что у легкового авто не было возможности избежать столкновения. В результате оценки заключений в совокупности с другими материалами дела суд вынес обвинительный приговор в отношении водителя микроавтобуса.

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ


Первое ДТП на планете


В самом первом зарегистрированном ДТП суд признал виновным пешехода. Обстоятельства дела были таковы. 17 августа 1896 года автомобиль, за рулем которого находился Артур Эдселл, вдвое превысив допустимую скорость, сбил пешехода — мать двоих детей Бриджит Дрисколл. Свидетели рассказывали, что машина двигалась с огромной скоростью, а водитель отвлекся на беседу с пассажиром.


Первое судебное заседание по этому делу длилось шесть часов и установило, что Артур Эдселл, работник англо–французской автомобильной компании, демонстрировал зрителям и пассажирам достижение того времени — новый автомобиль, который мог развивать большую скорость. Автомобилист должен был разогнать машину до 4 миль в час (6,5 км/ч), но чтобы произвести впечатление, он превысил скорость в два раза. В этот момент и произошло то, что навсегда оставило след в мировой истории.


Миссис Дрисколл вышла на дорогу, не обратив внимания на ограждение и вывески, объявлявшие о движении транспорта с мотором. Увидев несущуюся на нее повозку без лошади, она попыталась защититься зонтиком...


В результате вердикт присяжных был таков: данный инцидент — не что иное, как несчастный случай, а миссис Дрисколл просто стала жертвой собственной неосторожности.

Любовь КРАСОЧКА.


Фото предоставлено ГКСЭ.


Советская Белоруссия №199 (24580). Пятница, 17 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter