Как изменился Следственный комитет за 12 лет

Следственный комитет: от истоков к современности


12 сентября в стране отметили День сотрудника органов предварительного следствия. Ровно 12 лет назад в этот день ­Президент подписал указ о создании нового правового института — Следственного комитета Республики Беларусь. Образование единого органа предварительного следствия стало историческим событием не только для белорусской правоохранительной системы, но и всей страны. Сегодня это уникальная структура, не имеющая аналогов в мире. Путь к этому был непрост. Создание СК стало стартом для множества изменений и трансформаций белорусского следствия. Все их перечислить в одном тексте затруднительно, поэтому отметим лишь некоторые.

ПОЗДРАВЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА ДМИТРИЯ ГОРЫ

Уважаемые коллеги, дорогие ветераны!

От всего сердца поздравляю вас с профессиональным праздником — Днем сотрудника органов предварительного следствия.

Благодаря усилиям и профессионализму каждого из вас за 12 лет Следственный комитет стал надежным звеном в системе правоохранительных органов. Наше ведомство на достойном уровне выполняет поставленные задачи, показывает высокие результаты в борьбе с преступностью, вносит свой вклад в обеспечение безопасности и верховенства закона.

Отдельные слова признания и уважения ветеранам следствия. Невозможно переоценить богатый практический опыт, который вы передаете молодым сотрудникам, помогая в становлении. На заложенном вами фундаменте сформировано и продолжает развиваться профессиональное и целеустремленное новое поколение следователей.

В нынешних условиях выполнение задач, стоящих перед Следственным комитетом, требует от всех нас полной самоотдачи, дисциплинированности и настойчивости, беспристрастности и высокой профессиональной подготовки. Оставаясь верными долгу и избранной профессии, каждый сотрудник максимально эффективно и добросовестно выполняет свою каждодневную работу по обеспечению защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства. Это и есть наш вклад в стабильное и безопасное будущее Родины.

В этот праздничный день выражаю искреннюю благодарность каждому из вас за службу на благо нашей Беларуси. Желаю крепкого здоровья, успехов во всех начинаниях, мудрости в решении сложных задач. Пусть преданность Закону, Присяге и Отечеству будет основой в вашей нелегкой службе.

С праздником!

Новый дом

До создания Следственного комитета следователи размещались в РУВД вместе с милиционерами. Своего места, где можно было бы трудиться обособленно, не было. 
Однако в 2013 году сотрудники СК начали переезжать в собственные помещения. Символично, что центральный аппарат нового государственного органа разместился в знаковом для истории Минска здании. Старинный особняк, построенный в 30‑е годы ХIХ века, находится на пересечении улиц Фрунзе и Первомайской. Архитектурный ансамбль центрального аппарата Следственного комитета является одним из самых ярких и величественных памятников архитектуры в стиле классицизма. Исторический комплекс включен в Государственный список историко‑культурных ценностей.

К слову, здание сменило не одного хозяина. В разные годы здесь располагались лазарет, казармы кавалерийского полка, штаб тыла Белорусского военного округа, военная прокуратура. До передачи Следственному комитету особняк был филиалом Национального исторического музея.

Сегодня следователи работают в комфортных условиях: здание оборудовано помещениями для хранения вооружения, специальных средств и криминалистической техники, современными средствами телекоммуникации. Здесь обновленная материально‑техническая база, которая делает работу правоохранителей более эффективной.

От одноразовых перчаток до пневмошатра

Раньше следователи выезжали на место преступления на стареньких УАЗах или вовсе добирались пешком. Из всего арсенала оборудования — пленочный фотоаппарат, снимки с которого нужно было еще правильно проявить, и минимум спецсредств, которые могли бы пригодиться в раскрытии злодеяния. Но с развитием технологий и подходы к расследованию значительно усовершенствовались.


Становление криминалистической службы СК, рассказывает начальник криминалистического отдела центрального аппарата Следственного комитета Иван Рудинский, положено одновременно с организацией комитета в целом, то есть с 2011 года:
— А уже в середине 2012‑го криминалистические отделы всех регионов республики были оснащены автономными передвижными криминалистическими лабораториями, укомплектованными новейшими средствами обнаружения, фиксации и изъятия, в том числе уникальными образцами техники, ранее не используемой в уголовном процессе. Развитие криминалистических подразделений с учетом современных вызовов и угроз государству и обществу продолжается и сейчас.



Начальник кримотдела также добавил, что сегодня сотрудники имеют в распоряжении современные программные комплексы, обладают достаточным уровнем специальных знаний и опытом работы.

В кримлаборатории собрано все самое необходимое для организации качественной работы следователя на месте происшествия: от одноразовых перчаток до пневмошатра. Она оборудована двумя письменными столами с возможностями использования компьютера и другой техники. Имеются дополнительное отопление помещения, принудительная вентиляция, холодильное оборудование для изъятия биологических образцов. Выезды — даже в самые дальние регионы страны. А еще у следователей есть комплект криминалистических чемоданов, у каждого свое предназначение. Например, «Сапер» — для расследования причин взрывов, «Визит» — для изъятия биологических объектов, «Тракт» — для сбора объемных следов.

Форменное обмундирование

Еще одним весьма заметным изменением стало появление ведомственного форменного обмундирования у сотрудников Следственного комитета. Раньше никаких различий между следователями и милиционерами не было — все ходили в одинаковой милицейской форме.

Однако в июне 2012 года Указом ­Президента № 518 учреждена форма одежды специально для следователей. Это явилось своего рода признанием Следственного комитета как самостоятельного органа в белорусской правоохранительной системе. В документе закреплен целый перечень: от форменной обуви и ремней до рубашек белого и василькового цветов с погонами. Оговорены и особенные головные уборы — например, шапка‑ушанка из каракуля черного цвета с кокардой. В общем, для лиц высшего, среднего и младшего, рядового составов, а также для мужчин и женщин закреплялись свои обязательные элементы гардероба. А еще предусмотрели отдельные комплекты для тех, кто служит в следственно‑оперативных группах, находится постоянно в разъездах, и тех, чье рабочее время проходит в основном в кабинетах, в центральном аппарате и в областных отделах.


К разработке форменного обмундирования подошли ответственно и с большим энтузиазмом. В ней участвовали дизайнеры белорусских предприятий, а также художники Геральдического совета при ­Президенте. С учетом особенностей следственной деятельности, исторического аспекта и современного восприятия службы в ведомстве, а также ассоциативного отличия через «корпоративный» цвет, а это преобладающий синий оттенок, который символизирует честность, верность, безупречность, создавался и новый комплект форменной одежды. Теперь следователей можно легко отличить от других правоохранителей по васильковому цвету обмундирования.
Помимо всех произошедших внешних изменений и перестановок, Следственный комитет смог доказать свою значимость и незаменимость, заняв особенное место в системе правоохранительных органов. Об этом не раз говорил и Александр ­Лукашенко. Каждый день сотрудники СК защищают права и законные интересы граждан, общества и государства.
 
Фото предоставлены Следственным комитетом.

Монолог о службе

О своей судьбе в белорусском следствии мы попросили рассказать начальника главного следственного управления Следственного комитета Александра Агафонова. В своей профессии он почти 20 лет, пройдя путь от лейтенанта до полковника:


— Поступая мальчишкой в 17 лет на юридический факультет БГУ, профессию юриста представлял по фильмам, детективам. В университете изучал специфику работы следователя, прокурора, адвоката, нотариуса, юрисконсульта организации. Так, почти 20 лет назад и было принято решение стать следователем органов прокуратуры. Меня привлекала постоянная возможность развиваться, разбираться в правовом регулировании различных жизненных ситуаций, преодолевать трудности в расследовании наиболее социально опасных преступлений.

Прошли почти 20 лет службы — и сейчас я руковожу главным управлением центрального аппарата, в состав которого входят шесть специализированных управлений, способных расследовать преступления практически всех категорий: от посягательств на жизнь и здоровье, имущество граждан, безопасность общественных отношений до преступлений против государства и интересов службы.

Первые дни работы в Следственном комитете запомнились мне неиссякаемым энтузиазмом людей. Впервые в истории современной Беларуси был создан подобный орган, который впитал в себя опыт сотрудников следственных подразделений органов внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований и прокуратуры. Каждый пришедший на службу офицер старался продемонстрировать лучшие наработки и поделиться ими.

Сегодня ведомство — очень динамичная, развивающаяся система. Современные вызовы вынуждают идти в ногу с ними, а порой и опережать их. Осваиваются новые методики расследования и противодействия преступлениям, в том числе и тем, которые уходят в киберсферу. Проявляются и новые виды мошеннических и иных преступных схем, купируются различные угрозы экстремистских проявлений. В то же время новшества в работе дают возможность возвращаться и к расследованию нераскрытых уголовных дел, чтобы найти виновного и наказать его по закону.

Для меня главное в профессии — люди. С благодарностью вспоминаются наставники и старшие товарищи, с кем начинал работать. Как руководитель, подчиненный и коллега дорожу коллективом. Как участник экзаменационной комиссии Института Следственного комитета с восторгом смотрю на будущее профессии — талантливых молодых лейтенантов, для службы которых в СК создаются все необходимые условия.
Следственный комитет для меня — это не просто расследование уголовных дел, а комплексный орган, который дает возможность построить карьеру. Это образ жизни целой группы людей, стоящих на ряду с иными правоохранительными органами на защите интересов общества и государства. В том числе это и часть личной жизни. У сотрудников есть семьи, рождаются дети, для них строится ведомственное жилье, проводятся совместные спортивные и детские праздники, торжественные мероприятия. Это часть жизни страны.

Идущие по киберследу


О том, как в СК развивались методики расследования киберпреступлений и как работают с такими злодеяниями сегодня, рассказал заместитель начальника главного управления цифрового развития предварительного следствия Иван Судникович:

— Следственное подразделение по расследованию цифровых преступлений создано в 2006 году. Это и есть начало формирования белорусского киберследствия. Определенный опыт раскрытия преступлений в сфере информационных технологий тогда был только у руководителей подразделения. В то время я работал следователем в Первомайском РУВД Минска, и мне посчастливилось быть приглашенным в число первых белорусских киберследователей.
Никаких отечественных методик расследования подобных злодеяний, обнаружения и осмотра цифровых доказательств тогда не было. Их мы создавали сами, апробируя на конкретных уголовных делах и оставляя на вооружении лучшие.
В начале 2010‑х годах верхушку айсберга белорусской киберпреступности составляли немногочисленные и сравнительно простые злодеяния такой специфики, которые совершались одиночками‑самоучками. Некоторое время латентной оставалась белорусская профессиональная организованная киберпреступность, которая похищала десятки миллионов долларов у граждан США и ЕС. Можно сказать, тогда мы встали на защиту «прогрессивного Запада», и примерно за 5 — 7 лет нам удалось купировать подобные преступления.


Однако с 2018‑го ситуация коренным образом изменилась. Международная киберпреступность стала систематически атаковать уже белорусов. Регистрируемые злодеяния в сфере компьютерных технологий за три года увеличились в десять раз. Мы связываем это с существенным развитием в Беларуси банковско‑финансового сектора, внедрением безналичных платежей и переводов, а также формированием крупных киберпреступных центров в граничащих с нами странах.

Для противодействия новым угрозам руководством Следственного комитета приняты кардинальные меры. По согласованию с Главой государства 12 апреля 2022 года создано главное управление цифрового развития предварительного следствия — как центр сосредоточения знаний и компетенций.  
В цифровом главке трудятся лучшие киберследователи, следователи‑программисты, специалисты по кибербезопасности и информационным технологиям. В областных аппаратах СК созданы аналогичные подразделения.
В конце августа ­Президент также подписал Указ № 269 «О мерах по противодействию несанкционированным платежным операциям». Мы принимали непосредственное участие в его разработке совместно с коллегами из Национального банка, МВД и других органов. Новый документ позволяет оперативно обмениваться информацией с банковским сектором относительно инцидентов, а также предоставляет возможность оперативно блокировать несанкционированное движение денежных средств.


Параллельно разрабатывается проект указа о блокировке фишинговых интернет‑ресурсов, который позволит блокировать их в течение нескольких часов после его выявления. В то же время до подписания указа мы разработали и внедрили в практику алгоритм срочной (в течение 1 — 3 суток) блокировки фишинговых сайтов с использованием действующего законодательства.
Самое главное — сегодня мы полностью понимаем структуру киберпреступности, видим, кто и как нас атакует, в связи с чем можем принимать меры противодействия. Белорусское киберследствие является одним из опытнейших не только на постсоветском пространстве. Наше подразделение удостоено международной награды как самое эффективное на Европейском континенте. Наши специалисты включены в списки международных экспертов по подготовке киберследователей в других странах и на постоянной основе участвуют в международных конференциях, семинарах, где делятся с иностранными коллегами успешным опытом и методиками.
В ТЕМУ

Последние успехи главного управления цифрового развития предварительного следствия — это выявление и пресечение деятельности трех крупнейших организованных киберпреступных групп. В состав входило несколько тысяч участников, которые с 2021 по 2023 год совершили более 10 тысяч хищений путем фишинга у белорусских граждан на сумму более 3 миллионов рублей. Так, были выработаны и применены на практике новые уникальные подходы и методы раскрытия и расследования подобных злодеяний. Впервые следователи установили всю схему деятельности крупнейших международных скам‑групп (они специализируются на хищении денег с карт‑счетов пользователей), выявлены все совершенные ими преступления, раскрыты личности. Они задержаны как на территории страны, так и за ее пределами.

Также благодаря этому беспрецедентному расследованию СК выявил используемые преступниками пробелы в безопасности финансового и частного секторов страны. Предложения ведомства по их устранению нашли свое отражение в уже принятых и разрабатываемых нормативных правовых актах.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter