Поэтический театр одного актера Знiч в 2014 году отметит 25–летие

Щедрость Скупого Рыцаря

Поэтический театр одного актера «Знiч» в 2014 году отметит 25–летие

Кто–то мыслит большими театральными формами, перелицовывая на свой вкус четырехсотстраничные книжные «кирпичи», задумав, видимо, озарить нашу неуютную театральную пещеру лучиной истового просветительства. Другие вполне комфортно чувствуют себя и в своем скромном фарватере. Хотя трюк с просветительством беру на заметку. Так в следующий раз и скажу соседу Рабиновичу, когда приду к нему в гости с бутылочкой столь любимого старым проходимцем хереса: «Не выпивки для, а исключительно ради просветительской функции пришел к тебе на порог».


В выходные от шума и гама захотелось скрыться где–нибудь под степенными сводами покоя. Например, в театральном зале Красного костела, где обитает прекрасный и неистовый поэтический театр одного актера «Знiч», который в 2014 году отметит ни много ни мало 25–летие. О, сколько известных актеров, если проследить по театральной хронике, нашли здесь пристанище, уютный уголок своему оскорбленному в лучших чувствах таланту. Художественный руководитель и режиссер Галина Дягилева любого эстета с большой театральной дороги всегда была готова взять под крыло. Все для того, чтобы доказать, моноспектакль — жанр элитный и тоже, между прочим, не лишен просветительской функции, если уж именно она оказалась сейчас в тренде. В какой же форме встречает «Знiч» юбилей?


Обычный вечер, на сцене — один из лучших спектаклей репертуара «Абраннiца» по «Маленьким трагедиям» Пушкина в постановке Татьяны Пацай. Дягилева играет за всех — за Дон Гуана и Донну Анну, за Моцарта и Сальери, за мрачного скупердяя, в котором многие зрители по–прежнему узнают ближайших родственников. Все просто: свет, музыка, один актер на сцене, но, как трава сквозь асфальт, начинает прорастать волшебство. Особенно убедительна актриса в третьей части «Скупой рыцарь»: перевоплощение у Дягилевой получается не хуже, чем у Марины Нееловой в образе Акакия Акакиевича из постановки «Шинель». Бокал вина, приглушенный свет — что еще нужно талантливой актрисе, чтобы встретить двадцатипятилетие любимого детища? И столько в этом вкуса, старомодной надежности театрального ремесла...


Пушкинские «Маленькие трагедии» — вообще благодатный материал для актера. Поэт страстно высказался о любви, ревности, богатстве, творчестве и зависти. Всем том, что держит на плаву «этот безумный, безумный, безумный, безумный мир...». И спешу заверить всех, кто считает, что жанр моноспектакля устарел морально. Эффект от присутствия одного исполнителя на сцене сродни гипнозу, впадаешь в легкий транс, конечно, если исполнитель убедителен. Хотя Галина Дягилева и предстает в постановке в образе Скупого Рыцаря, сама отнюдь не скупо, а щедрыми горстями раздает зрителям свой талант. И менторскими интонациями не страдает.


Да, «Знiч» не может похвастаться спецэффектами. При дневном свете зал театра довольно неуютный. Кресла, как в захудалом кинотеатре, потрепанный занавес, выцветшие от времени афиши, а никак не глянцевые фотографии, передающие всю гамму цвета. Но потом происходит чудо: этот надежды маленький подвальчик согревается собственным дыханием и отправляется в плавание.


Люблю одиночек. На них держится мир. Они не занимают чужого места, во всем имеют свой взгляд на мир, не карабкаются на чужой пьедестал, не читают вам с умным видом мораль, потому что знают цену слову. Дягилева продолжает гнуть свою скромную линию. Проверенное временем, густое и пряное звучит здесь поэтическое слово, а не напудренные монологи. Любо–дорого смотреть. Если с этим театром вдруг что–то случится, маститые коллеги, конечно, потери не заметят. Куда им, у них голова в облаках. Возможно, и с юбилеем коллегу забудут поздравить. Вот и спешу черкануть в адрес «Знiча» пару ласковых слов и высылаю букет с лакеем.


Добрый зритель в 9–м ряду.

 

Советская Белоруссия №11 (24394). Вторник, 21 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter