Кто–то мыслит большими театральными формами, перелицовывая на свой вкус четырехсотстраничные книжные «кирпичи», задумав, видимо, озарить нашу неуютную театральную пещеру лучиной истового просветительства. Другие вполне комфортно чувствуют себя и в своем скромном фарватере. Хотя трюк с просветительством беру на заметку. Так в следующий раз и скажу соседу Рабиновичу, когда приду к нему в гости с бутылочкой столь любимого старым проходимцем хереса: «Не выпивки для, а исключительно ради просветительской функции пришел к тебе на порог».
В выходные от шума и гама захотелось скрыться где–нибудь под степенными сводами покоя. Например, в театральном зале Красного костела, где обитает прекрасный и неистовый поэтический театр одного актера «Знiч», который в 2014 году отметит ни много ни мало 25–летие. О, сколько известных актеров, если проследить по театральной хронике, нашли здесь пристанище, уютный уголок своему оскорбленному в лучших чувствах таланту. Художественный руководитель и режиссер Галина Дягилева любого эстета с большой театральной дороги всегда была готова взять под крыло. Все для того, чтобы доказать, моноспектакль — жанр элитный и тоже, между прочим, не лишен просветительской функции, если уж именно она оказалась сейчас в тренде. В какой же форме встречает «Знiч» юбилей?
Обычный вечер, на сцене — один из лучших спектаклей репертуара «Абраннiца» по «Маленьким трагедиям» Пушкина в постановке Татьяны Пацай. Дягилева играет за всех — за Дон Гуана и Донну Анну, за Моцарта и Сальери, за мрачного скупердяя, в котором многие зрители по–прежнему узнают ближайших родственников. Все просто: свет, музыка, один актер на сцене, но, как трава сквозь асфальт, начинает прорастать волшебство. Особенно убедительна актриса в третьей части «Скупой рыцарь»: перевоплощение у Дягилевой получается не хуже, чем у Марины Нееловой в образе Акакия Акакиевича из постановки «Шинель». Бокал вина, приглушенный свет — что еще нужно талантливой актрисе, чтобы встретить двадцатипятилетие любимого детища? И столько в этом вкуса, старомодной надежности театрального ремесла...
Пушкинские «Маленькие трагедии» — вообще благодатный материал для актера. Поэт страстно высказался о любви, ревности, богатстве, творчестве и зависти. Всем том, что держит на плаву «этот безумный, безумный, безумный, безумный мир...». И спешу заверить всех, кто считает, что жанр моноспектакля устарел морально. Эффект от присутствия одного исполнителя на сцене сродни гипнозу, впадаешь в легкий транс, конечно, если исполнитель убедителен. Хотя Галина Дягилева и предстает в постановке в образе Скупого Рыцаря, сама отнюдь не скупо, а щедрыми горстями раздает зрителям свой талант. И менторскими интонациями не страдает.
Да, «Знiч» не может похвастаться спецэффектами. При дневном свете зал театра довольно неуютный. Кресла, как в захудалом кинотеатре, потрепанный занавес, выцветшие от времени афиши, а никак не глянцевые фотографии, передающие всю гамму цвета. Но потом происходит чудо: этот надежды маленький подвальчик согревается собственным дыханием и отправляется в плавание.
Люблю одиночек. На них держится мир. Они не занимают чужого места, во всем имеют свой взгляд на мир, не карабкаются на чужой пьедестал, не читают вам с умным видом мораль, потому что знают цену слову. Дягилева продолжает гнуть свою скромную линию. Проверенное временем, густое и пряное звучит здесь поэтическое слово, а не напудренные монологи. Любо–дорого смотреть. Если с этим театром вдруг что–то случится, маститые коллеги, конечно, потери не заметят. Куда им, у них голова в облаках. Возможно, и с юбилеем коллегу забудут поздравить. Вот и спешу черкануть в адрес «Знiча» пару ласковых слов и высылаю букет с лакеем.
Добрый зритель в 9–м ряду.
Советская Белоруссия №11 (24394). Вторник, 21 января 2014 года.