Театр им. М. Горького в финале сезона показал мистическую премьеру «Фауст. Сделка с дьяволом»

Сделка состоялась

Национальный академический драматический театр им. М. Горького в 90‑м, юбилейном сезоне взял совсем не юбилейный, а очень напряженный творческий темп. Разнокалиберные премьеры появлялись одна за другой, репертуарная афиша обновлялась стремительно. Тургенев, Мольер, Достоевский, Александр Володарский — голова у зрителей со слабым вестибулярным аппаратом вполне могла закружиться от обилия авторов и спектаклей. Кроме того, недавно коллектив вернулся из триумфального турне с постановками «Opus 40. Бесприданница» и «Одураченный муж» по программе «Большие гастроли» по трем городам России — Набережные Челны («Opus 40. Бесприданница» представляли на площадке Русского драматического театра «Мастеровые» в рамках V Международного фестиваля русских зарубежных театров), Уфа и Оренбург. Везде показы прошли с аншлагами, белорусов в России всегда рады видеть.


Еще одной премьерой юбилейного сезона стала мистическая история «Фауст. Сделка с дьяволом» по мотивам трагедии Гете в постановке молодого режиссера Дэвида Разумова. Это дебют Разумова, выпускника Белорусской государственной академии искусств 2019 года (курс заслуженного деятеля искусств горьковского худрука Сергея Ковальчика), на Большой сцене театра. До этого на Малой мы видели постановку «В омуте», вторую часть которой составила дипломная работа Дэвида по собственной пьесе «Омут». «Фауст» как произведение и феномен мировой культуры давно не давал покоя Разумову: для вступительных экзаменов по режиссуре он выбрал именно это произведение, размышлял над ним и во время учебы. Говорят, своим замахом на Гете привел в восторг педагога курса — легендарного режиссера народного артиста Беларуси Бориса Луценко. Так что можно сказать, замысел созревал долго. И в спектакле это глубоко личное, авторское отношение к материалу, без оглядки на оперные трактовки или причудливую кинофантазию Александра Сокурова, конечно, чувствуется.

Амбициям и напору режиссера можно позавидовать — не каждый опытный мастер возьмется за один из сложнейших и основополагающих текстов в мировой литературе. Но Разумов подошел к делу хладнокровно и профессионально, вычленив главное. Премьера получилась крайне динамичной, эффектной и волнующей: видно, что для режиссера герои истории — давно знакомые собеседники. В спектакле подкупают талантливая сценография художника Татьяны Стысиной и эмоционально точная музыка композитора Андрея Попкова.
Первым перед зрителем предстает Мефистофель в исполнении заслуженного артиста Беларуси Сергея Чекереса, который просто купается в роли представителя темных сил, используя весь свой богатый актерский инструментарий. Далее эстафету принимает блестящий мастер Александр Полозков. Его Фауст сразу начинает с высокой и трагической ноты… В этом состоянии он вступает в психологический поединок с Мефистофелем.
Актер Кирилл Никитин играет молодого Фауста. Подлинной трагедии Кириллу, по‑моему, воплощать еще не доводилось, но он вполне справляется с задачей. Новые краски для своей Маргариты нашла вдохновенная Виталина Бидюк. Также в актерский ансамбль премьеры вошли Алексей Качан, Мария Матох, Татьяна Кухто, Павел Евтушенко и другие артисты. Можно сказать, что историю Фауста актеры разыграли убедительно и без натуги.

Во втором действии мистики становится еще больше, а акцент спектакля смещается на визуальные эффекты. Начинает превалировать эстетика мюзикла, музыкального шоу, в какой‑то момент на сцене появляются довольно инфернальные существа, и к этому оказываешься не совсем готов. Калейдоскоп номеров сбивает с ног. Однако вскоре актер Александр Полозков выравнивает ситуацию и выводит ее на философское звучание. Это органичное сочетание философии литературного первоисточника, зрелищности, актерского темперамента, ясности режиссерской мысли и посыла — главная заслуга премьеры «Фауст. Сделка с дьяволом».

Добрый зритель в девятом ряду.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter