Национальный академический драматический театр им. М. Горького в 90‑м, юбилейном сезоне взял совсем не юбилейный, а очень напряженный творческий темп. Разнокалиберные премьеры появлялись одна за другой, репертуарная афиша обновлялась стремительно. Тургенев, Мольер, Достоевский, Александр Володарский — голова у зрителей со слабым вестибулярным аппаратом вполне могла закружиться от обилия авторов и спектаклей. Кроме того, недавно коллектив вернулся из триумфального турне с постановками «Opus 40. Бесприданница» и «Одураченный муж» по программе «Большие гастроли» по трем городам России — Набережные Челны («Opus 40. Бесприданница» представляли на площадке Русского драматического театра «Мастеровые» в рамках V Международного фестиваля русских зарубежных театров), Уфа и Оренбург. Везде показы прошли с аншлагами, белорусов в России всегда рады видеть.
Амбициям и напору режиссера можно позавидовать — не каждый опытный мастер возьмется за один из сложнейших и основополагающих текстов в мировой литературе. Но Разумов подошел к делу хладнокровно и профессионально, вычленив главное. Премьера получилась крайне динамичной, эффектной и волнующей: видно, что для режиссера герои истории — давно знакомые собеседники. В спектакле подкупают талантливая сценография художника Татьяны Стысиной и эмоционально точная музыка композитора Андрея Попкова.
Первым перед зрителем предстает Мефистофель в исполнении заслуженного артиста Беларуси Сергея Чекереса, который просто купается в роли представителя темных сил, используя весь свой богатый актерский инструментарий. Далее эстафету принимает блестящий мастер Александр Полозков. Его Фауст сразу начинает с высокой и трагической ноты… В этом состоянии он вступает в психологический поединок с Мефистофелем.Актер Кирилл Никитин играет молодого Фауста. Подлинной трагедии Кириллу, по‑моему, воплощать еще не доводилось, но он вполне справляется с задачей. Новые краски для своей Маргариты нашла вдохновенная Виталина Бидюк. Также в актерский ансамбль премьеры вошли Алексей Качан, Мария Матох, Татьяна Кухто, Павел Евтушенко и другие артисты. Можно сказать, что историю Фауста актеры разыграли убедительно и без натуги.
Во втором действии мистики становится еще больше, а акцент спектакля смещается на визуальные эффекты. Начинает превалировать эстетика мюзикла, музыкального шоу, в какой‑то момент на сцене появляются довольно инфернальные существа, и к этому оказываешься не совсем готов. Калейдоскоп номеров сбивает с ног. Однако вскоре актер Александр Полозков выравнивает ситуацию и выводит ее на философское звучание. Это органичное сочетание философии литературного первоисточника, зрелищности, актерского темперамента, ясности режиссерской мысли и посыла — главная заслуга премьеры «Фауст. Сделка с дьяволом».
Добрый зритель в девятом ряду.