Сбор макулатуры по–джентльменски

Письма из Лондона Натальи ЛЕЩЕНКО

В лондонских домах на кухне два мусорных ведра. Одно, маленькое, для обычных пищевых отходов. Другое, большое, для бумаги, пластиковых бутылок, жестяных банок, стекла и картона. Содержимое маленького ведра отправляется на свалку, большого — на вторичную переработку (рисайклинг).


Рисайклинг — дело для граждан добровольное, для государства — обязательное. Директивы Евросоюза устанавливают обязательный минимум объема мусора, который местные органы власти обязаны переработать, иначе — штраф. Рисайклинг для них экономически выгоднее: отправить тонну мусора на переработку стоит 21 фунт стерлингов, вывезти на свалку — 61.


Но как уговорить граждан установить дома второе ведро, да еще и сортировать мусор? Сначала пытались применять экономические стимулы — например, снижение местного налога в зависимости от объема сданного мусора. Но эти схемы оказались слишком запутанными и непродуктивными. Сегодня лондонцы за сдачу в рисайклинг не получают никаких материальных выгод, тем не менее отдают в переработку 25% всего мусора, в отличие от 8% в 2000 году. Что ими движет?


Одна причина роста рисайклинга — обеспечение удобных условий местными властями. В небольших домах каждое хозяйство бесплатно получает корзину или пачку специальных мешков, которые раз или два в неделю в назначенный день нужно выносить к наружной двери. Для высотных домов предусмотрены сортировочные мусорные контейнеры. По их составу, кстати, можно легко определить характер местного населения и уровень его достатка. Представьте две точки рисайклинга. В одной — четыре контейнера для бутылок из–под пива и два для винных бутылок, а другом — четыре для вина и два для пива. Догадайтесь, какая из этих точек находится в рабочем районе, а какая — в профессорском квартале? Некоторые округа с высоким уровнем достатка даже пытаются предотвратить появление неперерабатываемого мусора. К примеру, выдают молодым родителям ваучеры на покупку многоразовых подгузников.


Ключевая причина добровольного рисайклинга, однако, не рациональная. Просто происходит рост сознательности горожан. Рядовая хозяйка может не знать, что объем производимого в Лондоне мусора (3,4 миллиона тонн в год) может каждый час наполнять олимпийский бассейн. Или что одноразовый детский подгузник разлагается 500 лет. Но просто со временем жители Лондона стали понимать, что отправлять все на свалку — то же самое, что бросать мусор себе в доме под ноги. Так не делается. Понятие пространства собственного дома для современных британцев расширилось от границ своего жилища до масштабов города и всей планеты.


Чуткий к настроениям общества частный бизнес быстро понял, что проявление социальной ответственности стало необходимым условием конкурентоспособности. Частные компании торопятся доказать свою приверженность идее рисайклинга. Флагман британской торговли, старейшая сеть магазинов «Маркс энд Спенсер» обещает к 2012 году полностью перейти на перерабатываемую упаковку. Сеть кафе «Прет–а–Манже» использует салфетки из переработанной бумаги, а вот сеть «Старбакс» специально окрашивает свои салфетки в бежевый цвет, чтобы они выглядели переработанными. Магазины Tesco начисляют дополнительные баллы, которые потом пересчитываются в скидки, покупателям, которые не используют пластиковые пакеты. Почти все супермаркеты принимают в переработку использованные батарейки и пластиковые мешки и внедряют быстроразлагающуюся упаковку. Есть и компании, весь бизнес которых построен на создании альтернатив экологически вредным продуктам: «Экавер» для бытовой химии или «Нэйче Бэби» для детской гигиены. Рисайклинг увеличивает себестоимость продукции, но без него бизнес уже не может сегодня завоевать уважение клиентов. Он стал для частных компаний таким же самим собой разумеющимся делом, как и для граждан.


За прошедшие пять лет жители Лондона благодаря вторичной переработке сохранили материалов на более чем один миллиард фунтов. Они в этом далеко не одни: «рисайклит» вся страна и с ней весь Евросоюз. При этом привычка к ответственному отношению к окружающему миру уже стала более характерной чертой современной Европы, чем вездесущие кафе. Для европейцев жить хорошо — это жить не только для себя, а в гармонии с окружающим миром. Для этого не нужно усилий и геройства. Можно просто поставить в доме вторую мусорку.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter