В объемах финансов кроется главный нюанс, объясняющий перекос в деятельности ООН в пользу интересов США

Санкции, которые никогда не заканчиваются

В объемах финансов, которые получает ООН, кроется главный нюанс, объясняющий перекос в деятельности организации в пользу интересов США

В мире нарастает недовольство деятельностью ООН. Организация, создававшаяся как страж, который убережет мир от войн и сделает его более справедливым для всех, явно не справляется со своими обязанностями. И чем дальше, тем больше. Эксперты Института исследований международных конфликтов (Германия) в начале 2023 года отчитались по статистике вооруженных конфликтов и войн, которые полыхали в мире в 2022‑м. Всего было зафиксировано 216 войн и вооруженных конфликтов, что на 12 больше, чем годом раньше. При этом 21 конфликт был классифицирован как «война», еще 21 — как «ограниченная война», что также на два больше, чем в 2021‑м. Статистики за уходящий год еще нет, но вполне очевидно: стало только хуже.

А что же ООН? Да как обычно — выражает глубокую озабоченность и обеспокоена. Принимать какие‑либо глобальные решения, чтобы погасить или предотвратить вооруженные конфликты, организация объективно не в состоянии: то нет желания, то договориться между собой не получается, то вообще не знают, чем такое «гасить», а то и просто откровенно не хотят. Десятилетиями.

Рисунок Олега КАРПОВИЧА.

Все упирается в деньги

На критику в свой адрес ООН отвечает, и довольно активно. Недавно, например, председатель Генеральной Ассамблеи Деннис Фрэнсис дал эксклюзивное интервью на эту тему.

«Политическая декларация со стороны большинства членов международного сообщества, резолюции Генеральной Ассамблеи… представляют собой совесть человечества, доминирующую точку зрения человечества», — не особо скромничая, охарактеризовал результаты деятельности Генассамблеи ООН Фрэнсис. Не забыл напомнить и про равенство: «ООН не существует сама по себе. В ее состав входят 193 суверенных правительства. Слово «суверенный» очень важно, поскольку оно означает, что эти правительства могут принимать и принимают решения, исходя из своих национальных интересов и приоритетов». И вот тут хочется рассмеяться, а может, уже и плакать пора начинать.

Потому что «доминирующая точка зрения человечества», о которой с пафосом рассуждает Фрэнсис, настолько очевидно зависит от мнения одной конкретной страны, что не замечать это могут только те, кому это выгодно.
А ведь и правда выгодно. Бюджет ООН в 2023 году составил 3,22 млрд долларов, и это только финансирование 10 122 клерков, сидящих в многочисленных офисах организации по всему миру.
Представляя бюджет в конце 2022 года, генсек ООН упоминал и увеличение расходов на программы, финансируемые из постоянного бюджета. Но не стоит обольщаться, речь опять идет исключительно о росте штата сотрудников, работающих в рамках таких программ. На сами программы, как и на любое совершаемое «телодвижение», ООН требует дополнительное финансирование.
Именно в деньгах, получаемых ООН, и кроется главный нюанс, который объясняет перекос в пользу интересов США в деятельности организации. Именно США ежегодно вносят в регулярный бюджет ООН 22 процента его общего объема. Следующий по объемам финансирования Китай закрывает сейчас всего 12 процентов.
Остальные страны еще меньше: Япония — 8,5 процента, Германия — 6,8, Франция — 4,5, Бразилия — 2,9, Канада — 2,7, Россия — 2,4, Австралия — 2,2, Казахстан — 0,18, Беларусь — около 0,04 процента, Туркменистан и Узбекистан — по 0,03, Грузия — 0,008, Кыргызстан — 0,002 процента. Еще раз подчеркиваю, речь идет исключительно о регулярном бюджете, в некоторых программах и организациях, входящих в систему ООН, доля финансирования США значительно выше 22 процентов.

Вот и стоит ООН перед США в позе «чего изволите?», иначе есть риск лишиться почти четверти доходов, обеспечивающих комфортную жизнь для армии ооновских бюрократов. И зарплата в 200 с лишним тысяч долларов в год (плюс бонусы, сумма которых не разглашается), которую получает руководство организации, значительно важнее для них, чем судьбы всех стран мира, вместе взятых.
«А как же мы?» — робко спрашивают остальные страны. Да никак. Остальным придется смириться или начинать дружить с США. И даже если предлагаемые варианты «дружбы» больше похожи на насилие, а некоторые и на самоубийство, ООН всегда будет на стороне США. Такое вот оно, равноправие для всех, декларируемое ООН.

Свободная страна с непростой судьбой

А США свое привилегированное положение в ООН, конечно, используют по полной: то на кого‑то нападут, то кого‑то санкциями обложат. Причины для агрессивного поведения всегда найдутся, а если нет, их с готовностью придумают в ООН.

Яркий пример — судьба Кубы. Открытие Христофором Колумбом Американского континента началось именно с этого острова. На протяжении почти 300 лет он оставался испанской колонией, но в 1776 году по соседству появились молодые Соединенные Штаты, которые сразу же положили глаз на остров. Еще бы, расстояние от США до Кубы в самом узком месте Флоридского пролива всего 180 км. В середине XIX века США даже пытались купить Кубу у Испании, но сделка не состоялась.

Куба же всегда стремилась освободиться от колониального гнета, и именно борьба за свободу с XVIII века толкала страну в объятия США. Потому что войны за независимость истощали и разоряли страну, а Америка с удовольствием этим пользовалась, за бесценок скупая кубинские территории. В 1898 году Куба в очередной раз полыхнула борьбой за независимость, и США помогли стране ее обрести. Но лишь формально: Куба просто перешла из‑под испанского контроля под контроль США.
В Конституцию страны была добавлена «поправка Платта», которая прямо разрешала Америке вмешиваться во внутренние дела «независимого государства». Благодаря этой поправке США получили и возможность размещать свои военно‑морские базы на территории Кубы. Так в 1903 году была создана военная база Гуантанамо с одноименной тюрьмой на ее территории.
К 1926 году Америка уже владела 60 процентами кубинской сахарной промышленности и импортировала 95 процентов ее продукции. В тот период Кубу даже называли американской сахарницей.

Шли годы, Куба раз за разом продолжала бороться за свою независимость, но в этой борьбе побеждали лишь те, кто был лоялен США. Особо близким для Америки стал Фульхенсио Батиста, правивший на Кубе в общей сложности 18 лет. Именно Батиста превратил Гавану, да и всю Кубу, в «латиноамериканский Лас‑Вегас», в котором туристический и развлекательный бизнес контролировался американской мафией. Особой популярностью пользовались кубинские публичные дома, которых только в одной Гаване в период правления Батисты было 8550, в них работало около 22 тысяч человек. Нищета, болезни, высокая смертность, тотальная безграмотность — такой была Куба в тот период.

В такой ситуации смена власти на Кубе был только вопросом времени. И 1 января 1959 года после ряда неудач и нескольких лет партизанской войны в столицу вошли революционные войска Фиделя Кастро, а Батиста бежал из страны.
США очень быстро поняли, что дружить на старых условиях с новыми властями не получится. Уже в марте 1959 года на Кубе появилась комиссия, которая пересмотрела контракты с американскими монополиями. А затем Куба стала отбирать в пользу государства (без каких‑либо компенсаций) американские предприятия и сельскохозяйственные территории.
Параллельно для самих кубинцев на 30 процентов снизилась плата за жилье, для семей с низким доходом — на 50. Упали цены на электричество, телефонную связь, образование и медицина стали бесплатными. Началось строительство дешевого жилья, были повышены заработные платы для низкооплачиваемых работников и введены пенсии по нетрудоспособности.

Кроме того, была начата реформа системы образования: Куба с революционным задором боролась с неграмотностью — за 1959 год в стране было создано 10 тысяч начальных школ, в которых открылось столько же первых классов, сколько за предыдущие 50 лет.

США, естественно, пытались вернуть Кубу в сферу своего влияния: первое вооруженное нападение на остров провалилось, но Штаты еще два года занимались подготовкой полномасштабной интервенции на остров. А потом сделали 638 попыток убить кубинского лидера Фиделя Кастро. Но дружба Кубы с СССР не оставила Америке никаких надежд. И в октябре 1960 года США начали блокаду Кубы, введя против нее жесткий санкционный режим, который продолжается до сих пор. Это самое долгое эмбарго в мировой истории, и оно очень сильно бьет по кубинской экономике и населению.
Из‑за санкций на Кубе не хватает продуктов, есть проблемы с обычными бытовыми вещами. Например, в 2020 году, когда в мире началась пандемия COVID‑19, Куба из‑за блокады испытывала нехватку лекарств и изделий медицинского назначения. Потому что на остров без разрешения США нельзя было ввезти даже элементарные баллоны с кислородом, не говоря уже о лекарствах…
Но сложно не восхититься отношением самих кубинцев к пандемии. Люди разных профессий массово пошли работать в красные зоны больниц. «Так надо, потому что медикам сейчас трудно», — сказал мне тогда 40‑летний переводчик, две недели отработавший в больнице санитаром. На этом фоне еще большее отвращение вызывают наши змагары, которые зарабатывали, прикрываясь «помощью» белорусским медикам.

31 год озабоченности

В условиях долгоиграющих санкций в мире живет, конечно, не только Куба. С 1979 года с небольшим перерывом под американскими санкциями находится Иран, с 1986‑го — Сирия. В 1989 году первые серьезные санкции были наложены на Китай. Формально они не сняты до сих пор, но все делают вид, что их не существует.

Следующая волна санкций против Китая была в период президентства Обамы, потом их продлил и усилил Трамп. Прежде всего они касались поставок китайской продукции на территорию США. Байден тоже «приложил руку» к усилению санкционного давления на Китай, особенно непростительной стала, по мнению Вашингтона, китайская поддержка РФ после начала СВО.

И все же именно санкции в отношении Кубы длятся дольше, чем любые другие в мире. По самым скромным подсчетам, за 63 года жесткие американские ограничения нанесли стране ущерб на сумму не менее 159 млрд долларов. Кубинцы и сейчас живут с продуктовыми карточками, а средняя заработная плата в стране до 100 долларов в месяц.

В 1992‑м, спустя 32 года после начала санкционного давления на страну, ООН наконец обратила внимание на положение Кубы. С тех пор в организации ежегодно происходит один и тот же бесполезный ритуал: Генассамблея принимает резолюцию, которая призывает США отменить санкции против Кубы. И так 31 год подряд. Ведь речь идет о США, которым ООН отваживается лишь погрозить пальцем, и то не всегда…

В своем интервью Деннис Фрэнсис сказал, что ООН нечем заменить. Хочется добавить: пока нечем. Да и вообще, требует ли замены механизм, который так очевидно неэффективен? Может, пришло время ломать старый и строить новый? Потому что, как показывает опыт Кубы, озабоченность ООН от санкций США не спасает. Даже если она очень глубокая и ежегодная.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter