В стране, по разным оценкам, 1,5 — 2 млн. гипертоников

Сам себе не доктор

Когда наши кардиологи призывают пациентов стать активными участниками лечебного процесса, понимается это чаще с точностью до наоборот. Не принимать–контролировать–соблюдать — нет, многие берут круче: становятся сами себе знахарями. В помощь — подсказки соседок, популярных брошюр и всезнайки интернета. И если из–за повального самолечения антибиотиками мир рискует потерять их как класс лекарств, то попытки собственными силами справиться с «тихим убийцей», артериальной гипертензией, каждый день аукаются сердечно–сосудистыми катастрофами. 

И ведь право свободно, без рецепта, приобретать «таблетки от давления» два года назад «пациентская общественность» для себя отстояла. На сегодня расклад такой. В стране, по разным оценкам, 1,5 — 2 млн. гипертоников. Далеко не все знают, что больны. А из тех, кто в курсе, принимают лекарства лишь 6 из 10. Достигают же успеха, целевых цифр, от силы 40 — 45 процентов. Получается, минимум полмиллиона больных в душе считают себя умнее докторов. Мол, чуть что — я сам, все же под рукой!

Заместитель директора по лечебной работе РНПЦ «Кардиология», доктор медицинских наук, профессор Александр Булгак сталкивается с любителями самолечения постоянно: «Одни, проштудировав интернет, уверены, что уже все прекрасно знают. Но ведь хороший врач никогда не перестает учиться — сначала в вузе, потом на протяжении всей жизни, потому что подходы, тактика лечения постоянно меняются. Невозможно, прочитав какую–то монографию, автоматически стать доктором! Другие назначают себе препараты по совету знакомых. Третьи устраивают себе «лекарственные каникулы», дескать, «не пить же мне пилюли всю жизнь». Четвертые вообще не берут в руки тонометр: заболела голова — им проще принять таблетку... Проблема в том, что люди не понимают: артериальная гипертензия — это хроническое заболевание, которое никогда никуда не уходит. Есть ремиссии, есть обострения, но болезнь идет только вперед. И лишь постоянный, подчеркну, прием подобранных доктором лекарств может притормозить ее победный марш и предупредить опаснейшие осложнения — инфаркт, инсульт, хроническую сердечную недостаточность, удар по почкам и т. д.».

У самозваных «докторов–гипертоников» есть две большие иллюзии. Первая — «главное убрать дискомфорт». Поэтому со своей болезнью они борются точечно, стремясь снять симптом, сбить цифры... и забыть. И вот пытается такой больной побыстрее купировать криз, не зная: чтобы та или иная таблетка начала действовать, должно пройти 30 — 40 минут, а порой и час. Пьет одну, следом другую. В итоге возникает обратный эффект — давление резко падает, на что мозг может среагировать инсультом... Но даже если худшего удалось избежать, то рано или поздно такой больной все равно попадет к кардиологу. Уже с серьезными осложнениями. Нормальное самочувствие — еще не признак хорошего здоровья, предупреждает Александр Булгак. Треть гипертоников вообще ничего не беспокоит — ни головная боль, ни сердце. Тем временем организм под повышенное давление вынужден кое–как приспосабливаться, возникает «ремоделирование» сердца и сосудов. Самое яркое его проявление — гипертрофия (утолщение стенок миокарда), ведь наш главный мотор, бедняга, должен прилагать все больше усилий, чтобы протолкнуть кровь в сузившиеся коронарные артерии. В какой–то момент они уже не в состоянии пропустить столько, сколько нужно интенсивно работающему сердцу, — вот и благодатная почва для инфаркта...


Второе великое заблуждение приверженцев самолечения — «таблетка все решит». «Только на самом начальном этапе гипертонии этого бывает достаточно, а дальше — нет, если вы не измените образ жизни», — замечает Александр Григорьевич. Ну не отступит угроза перед человеком, который вроде бы исправно принимает лекарства, но курит, попивает, спортзалу предпочитает кресло, любит солененькое и вообще наесться до отвала. Что говорить, если даже после шунтирования, протезирования клапанов, пересадки сердца пациенты возвращаются к вредным привычкам! Знаете, кто в основном попадает с инфарктами на больничную койку? Мужчины трудоспособного возраста, выкуривающие по одной–две пачки в день, скрытые гипертоники, которые и не думали лечиться. Кто–то, конечно, с перепугу бросает дымить, но вновь начинает каждый второй, не меньше...


В этом дремучем лесу мифов и примитивных инстинктов блуждают целые поколения гипертоников. Где уж им разобраться в современном арсенале гипотензивных средств! Их–то как минимум 6 групп. Причем каждая действует по своему направлению, и разные препараты одного и того же ряда могут дать различный эффект. Причем одно лекарство если и назначается, то при начальных проявлениях заболевания, а так — два–три. Иногда даже опытному кардиологу требуется не один месяц, чтобы подобрать индивидуальную схему. От лечения гипертонику на первых порах и хуже может стать: организм–то адаптировался к высокому давлению, ему нужно время для перестройки. Не спишешь со счетов и так называемый «эффект ускользания», когда препарат, кажется, начинает подводить. Здесь можно, с одной стороны, повысить дозу, с другой, если не помогает, — средство заменить, на время. Потому как обычно через месяц–другой все возвращается на круги своя... А откройте любую инструкцию к препарату — наверняка найдете целую вереницу побочных эффектов. Загляните в любимый интернет — и лишний раз убедитесь, насколько сложно и противоречиво взаимодействие лекарств в «одном букете». В общем, как и все в медицине, это очень тонкие вещи. Что на Западе уже давно поняли. Там вы не купите средства от давления в аптеке без рецепта, и никому не надо втолковывать, что регулярные визиты к врачу — это жизненная необходимость. Кстати, любителям самолечения полезно бы знать: есть в медицине негласное правило — ни себя, ни родственника даже грамотнейшему доктору самому лучше не лечить. Только со стороны картина болезни видится объективно. Естественно, если «независимый эксперт» — профессионал в белом халате.


Кстати

Артериальное давление — очень динамичный показатель. Даже температура тела не так изменчива. В норме ночью оно снижается на 10 — 20 процентов, за два часа до пробуждения начинается подъем, который достигает своего пика к 6 — 10 часам утра. Причем эта кривая меняется в зависимости от состояния организма, от того, насколько активно вы работали, как спали, принимали ли препараты. Разница в том, что у здорового человека верхнее артериальное давление при нагрузке поднимется до 170 — 180 мм рт. ст. и быстро, в течение 3 — 5 минут, вернется к норме. А у гипертоника при меньшем напряжении сил тонометр и покажет более высокие цифры, и гораздо позже зафиксирует возвращение показателей к исходному уровню. Причем однажды наступит тот момент, когда этого вовсе не произойдет.

Факт

Женщины более привержены лечению артериальной гипертензии: принимают лекарства 60 — 65 процентов пациенток. А среди пациентов в лучшем случае каждый второй.


Проверьте давление! 

Оптимальное — 120/80 мм рт. ст., нормальное — 130/85, высокое нормальное — 130 — 139/85 — 89, артериальная гипертония — выше 140/90, 1–я степень — 140 — 159/90 — 99, 2–я степень — 160 — 179/100 — 109, 3–я степень — выше 180/110.

gabasova@sb.by

Советская Белоруссия №200 (24581). Суббота, 18 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter