С протянутой трубой

О визите узбекского лидера в Евросоюз

Вчера произошло важное, я бы даже сказала, поворотное событие. «24 января Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов по приглашению председателя Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу посетит с визитом Брюссель», — скупо, но с гордостью анонсировал МИД Узбекистана. Я понимаю узбекских дипломатов — с их стороны комментарии действительно излишни, факт говорит сам за себя.


Это первый визит узбекского лидера в Евросоюз после андижанских событий 2005 года, когда в Узбекистане правительственные войска применили силу для подавления демонстрации, что привело к гибели сотен гражданских лиц, включая женщин и детей. Тогда Евросоюзом против Узбекистана были введены санкции. Что изменилось сейчас? Та же внутренняя политика, то же состояние прав человека и демократии и тот же лидер, перед которым сегодня объединенная Европа расстелила красную дорожку.


Ислам Каримов, как ожидается, будет принят королем Бельгии Альбертом II, проведет переговоры с главой Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу и комиссаром ЕС по энергетике Гюнтером Эттингером, а также встретится с генеральным секретарем НАТО Андерсом Фогом Расмуссеном.


Хотя политический режим этой центральноазиатской страны остался неизменным, зато изменилась политика ЕС. Главными на переговорах станут вопросы энергетических поставок для Европы и возможностей Узбекистана в этом контексте. Кстати, на этой неделе министры иностранных дел ЕС соберутся, чтобы обсудить вопросы так называемой «энергетической внешней политики».


Эта тема вновь остро зазвучала на фоне событий в Тунисе. Хаос, вызванный «жасминовой революцией» в этой транзитной стране, угрожает дестабилизировать поставки газа из Алжира и Ливии. Можно только удивляться, почему миллиарды долларов, направленных Евросоюзом на программу «Союз для Средиземноморья», не обеспечили европейцам стабильности, в том числе энергетической, социальной, миграционной, на южном направлении. Впрочем, это тема для отдельного анализа.


В данном случае ясно одно: Брюссель вновь активизировался в Центральной Азии, чтобы обеспечить альтернативные поставки газа через Каспий.


Прием Каримова на площади Шумана, где стоит здание Еврокомиссии, — это очередной громкий аккорд в исполнении партии Nabucco. Имею в виду, разумеется, не оперу, а одноименный проект, который предполагает транспортировку природного газа из Центральной Азии в ЕС в обход России.


В 2010 году инвестиционное решение по проекту Nabucco было отложено из–за отсутствия контрактов на поставку газа. А если говорить откровенно, то отсутствие этих самых контрактов стало следствием тонкого лавирования Азербайджана и Туркменистана между Россией и ЕС.


Однако эта геополитическая игра не закончена — в ней всего лишь повышены ставки... В первой половине января председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу посетил Азербайджан и Туркменистан. Итогом этих встреч стало подписание Бакинской декларации о создании «Южного коридора», в которой президент Алиев обязался поставлять значительные объемы газа на долгосрочной основе в ЕС. Президент Гурбангулы Бердымухамедов, который раньше предпочитал продавать газ на границе, не ввязываясь ни в какие инфраструктурные проекты за рубежом, вдруг также заявил, что Туркменистан будет готов поставлять газ в Nabucco к 2015 году.


Разумеется, такие уступки не делаются просто так. Баррозу уже пообещал облегчение визового режима между Азербайджаном и ЕС. Впрочем, это мелочь. Баку требует восполнить политические риски, которые неизменно возникнут, если Азербайджан поможет ослабить газовую зависимость Европы от России... Ну а что касается достаточно жесткого стиля управления президента Алиева, то об этом Евросоюз давно помалкивает, дабы не раздражать важного партнера.


Туркменистан также высоко поднял планку. Бердымухамедов потребовал разработать целую программу сотрудничества с ЕС, не удовлетворившись лишь межправительственным соглашением по газу.


Что потребует Ислам Каримов? Это не важно, хотя можно не сомневаться, что нынешний визит положит начало полной нормализации отношений между Евросоюзом и Узбекистаном. Важно, что Евросоюз сменил санкции на газовый интерес. Представитель пресс–службы Европейской комиссии Михаэль Карничниг заявил: «В Евросоюзе убеждены в том, что открытое сотрудничество способствует пониманию и приносит больше пользы, чем его отсутствие». Таков на сегодня портрет друзей Европы в прагматичном исполнении. Когда слово «принципы» легко заменяется на слово «выгода». Что тут непонятно?..

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter