Насколько опасно на «белорусских Мальдивах»

С обрыва в карьер

Вчера мы писали о несчастном случае, который произошел со школьниками в Глубокском районе...
Вчера мы писали о несчастном случае, который произошел со школьниками в Глубокском районе. Играя в карьере, дети оказались под двухметровым слоем песка. Следователи определили, что сельхозпредприятие, которому принадлежит земля, эксплуатировало карьер с нарушением законодательства. Было возбуждено уголовное дело по статье «Служебная халатность». Читая эту новость, нельзя не вспомнить о далеко не безопасных затопленных меловых карьерах в Волковысском районе, которые в интернете из–за необычного цвета воды давно окрестили одним из наших «природных» чудес — «белорусскими Мальдивами». В этом году на разрекламированном рукотворном «курорте» несчастных случаев, к счастью, не было. Но ОСВОД, МЧС, милиция, ГАИ и дирекция завода «Красносельскстройматериалы» буквально хором просят: «Не приезжайте, здесь опасно!»



Местные жители говорят, что еще лет 10 назад даже в самом Красносельске мало кто знал, что карьеры с водой выглядят столь живописно. Теперь же в выходные тут бывает до 400 машин с туристами. В местном ОСВОДе недоумевают: к карьерам приезжают целыми семьями и стоят прямо возле обрыва даже с колясками. «Люди едут отовсюду: из Минска, Бреста, Могилева, много из России. Парковочных мест, естественно, здесь нет. Авто ставят вдоль дороги и мешают работать технике», — рассказывает Наиль Башмаков, начальник Волковысского ОСВОДа.

Карьеры — территория предприятия. Поэтому юридически она не включена в зону внимания ОСВОДа. Обеспечивать безопасность завод должен своими силами. Но не так давно на совещании в местном райисполкоме решили: необходимо объединить усилия. Создана ответственная бригада из представителей ОСВОДа, ГАИ, милиции, администрации. Рейды проводятся ежедневно. «В день 2 — 3 человека привлекаются за купание в неположенном месте и от 10 до 20 водителей за стоянку авто в неустановленном месте», — перечисляет Александр Глебов, заместитель начальника Волковысского РОВД по идеологической работе и кадровому обеспечению. ОАО «Красносельскстройматериалы», которому принадлежат «белорусские Мальдивы», совместно c ГАИ установило вблизи воды новые дорожные знаки, запрещающие стоянку по дороге в зоне карьеров. В том числе и информационную табличку о том, что на территории работает эвакуатор. В случае если инспектора примут решение об эвакуации, машину отвезут за 10 — 15 километров от зоны купания.

Беспечным отдыхающим напомню: в прошлом тут погибли два человека. Андрей Гриц, старший инспектор группы пропаганды Волковысского районного МЧС, напоминает, что угроза схода песка в этих карьерах существует всегда. К примеру, как это случилось 10 лет назад. Карьер тогда только разрабатывался. Песком завалило несколько МАЗов, один человек погиб.

Схождение грунта — не единственная опасность. Еще одна проблема, о которой говорят специалисты, — сочетание обрывистых берегов и большой глубины, которая иногда доходит до 20 метров. Когда кажется, вот–вот уже почти берег, но взобраться на него не удается. Человек теряет силы и уходит под воду. Спасти его вряд ли кто–либо уже сможет.

«Белорусские Мальдивы» красивы только на картинке. На самом деле, как признаются сотрудники служб, им не раз приходилось слышать возмущенные возгласы жен, которые отчитывали своих мужей: «Куда ты меня привез?» Согласитесь, какой отдых, когда вокруг меловая пыль, а к воде подступиться невозможно. Но яркая картинка превращает место в туристическую Мекку, добавляя проблем местному руководству, которое еще не провело рекультивацию карьеров.

Рано или поздно их засыплют. На заводе уже есть план, как сделать берега пологими. Вода, к сожалению, потеряет свой изумрудный цвет, зарастет и превратится в лесное озеро. Главное, чтобы до того не случилось новой беды.

Кстати


Волковысский зональный центр гигиены и эпидемиологии провел испытания воды меловых карьеров ОАО «Красносельскстройматериалы». По микробиологическим показателям вода не соответствует требованиям санитарных правил и норм. Количество термотолерантных колиформных бактерий превышает норму от шестидесяти до ста раз.

Компетентно


Валентин Веретило, директор ОАО «Красносельскстройматериалы»:

— Отвесные склоны карьеров легко могут обрушаться. Не раз происходило произвольное смещение пород. В результате 400–тонные экскаваторы и 40–тонные БелАЗы перемещались, как спичечные коробки. Пока не будут выполнены работы по оположиванию склонов, на территории карьеров находиться запрещено.

isaenok@sb.by
Советская Белоруссия №144 (24528). Суббота, 2 августа 2014 года

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter