Интервью с Геннадием Давыдько

Рулевой БТ

Интервью с Геннадием Давыдько

Геннадий Давыдько меня восхищает. Его основательные герои в спектаклях Купаловского театра неизменно влюбляли в себя публику. Позже он стал директором этой знаменитой театральной труппы и вновь проявил себя талантливым менеджером. На должности председателя Белтелерадиокомпании Давыдько сумел в непростые для экономики времена открыть два новых телеканала — «Беларусь 3» и «Беларусь 5», построил крепкий медиахолдинг, не растерял прежнюю команду профессионалов, привлек к работе журналистов нового поколения, не отказался от «Евровидения» и других актуальных проектов.

 


За Давыдько как за каменной стеной. Он — надежное плечо, собиратель талантов, зодчий эфира. Разве можно накануне 8 Марта представить себе лучшего собеседника, чем успешный, сильный и смелый мужчина? Причем смелый — тут самое важное.


— Умеете вы удивлять, Геннадий Брониславович. Слышала, в отпуск уходите. Не страшно оставлять Белтелерадиокомпанию в самый разгар сезона?


— Правильная организация функционирует как хорошо настроенный музыкальный инструмент, на котором нужно играть. А если постоянно его настраивать, музыки не будет. Когда работа в компании выстроена разумно, временное отсутствие председателя вообще никто не должен заметить.


— Вы ведь сейчас в Крым отправляетесь?


— Это правда. В соседней стране проходят трагические события. Быть их свидетелем, увидеть своими глазами, разобраться, что же происходит в Украине, мне интересно.


— Какие уроки может взять Беларусь из сложившейся у соседей ситуации?


— Надо уметь договариваться мирным путем, не подличать, не предавать друг друга и уважать существующие законы. Насилие неприемлемо в современном мире. Казалось бы, столько в истории было примеров, на которых можно было выучить эти уроки. Но человечество, увы, не мудреет.


— А почему не мудреет?


— Так задумано Господом. Если бы мы все в одночасье стали умными, заскучали бы, наверное. Ни в одном государстве еще не найден оптимальный способ сосуществования людей. Разнообразные лозунги вроде «каждому по способностям», любые идеи надуманного в кабинетах равенства терпят неудачу. Все мы слишком разные, поэтому не можем одинаково терпимо относиться к возвышению одного или сострадать падению другого.


— Тем не менее в коллективах, которыми вы руководите, необходимо подбирать ключ к каждому. Оправдала ли себя идея создания медиахолдинга Белтелерадиокомпании?


— Начну издалека. Я пришел сюда в самом конце 2010 года, унаследовав вместе с компанией ее огромные долги: 8 миллионов евро и два телеканала — Первый и «Лад». Если «Лад», понятно, был хорошей «кнопкой» с приятным названием, то брэнд «Первый» вызывал у телезрителей разночтения: это какой Первый? Российский? ОНТ? В общем, полная несуразица. Параллельно нужно было как–то выходить из кризиса: поступил ряд поручений о сокращениях персонала. Нам пришлось ужать штат сотрудников на 31 процент. Так я стал антикризисным управляющим, по сути, без каких–либо прав на то. В те годы телевидение во всем мире тяготело к нишевым — тематическим — телеканалам. Я выступил с идеей формирования медиахолдинга, она была поддержана Президентом. К слову сказать, поручения Александра Лукашенко о создании двух тематических каналов — культурологического и спортивного — оказались очень удачными. Уже сейчас «Беларусь 3» и «Беларусь 5» имеют достаточно высокие рейтинги. Хочу подчеркнуть, что оба этих канала Белтелерадиокомпания делает из внебюджетных источников.


— Столько усилий, а многие отнеслись к возникновению этих двух «кнопок» как к обыденному явлению: ну появились — и замечательно.


— Есть такой момент. Хотя я считаю, что это огромный праздник для страны. Не каждый день у нас появляются новые телеканалы. Меня другое беспокоит. Так называемый «серый» сектор — пиратские телеканалы, которые находятся на обслуживании у кабельных операторов, и нам сложно с ними конкурировать, поскольку они ставят в эфир ворованный контент, к примеру, новейшие голливудские фильмы, которые государственным каналам не по карману. Телезрители смотрят это кино, не подозревая, что все это нелегально, поскольку в программе телепередач, как правило, название лент не указано. Все эти премьеры идут под рубриками «Час кино» или «Для всей семьи», более того, на экране нет титров к таким пиратским лентам.


— По закону в суд на таких нелегалов может подать только правообладатель. Подозреваю, что у голливудских продюсеров руки не доходят до пиратов из нашей глубинки. Вся надежда на вас, Геннадий Брониславович. Как упорядочить процесс?


— Не знаю, почему никто из депутатов пока не суетится по этому поводу. Такое ощущение, что я один пытаюсь будоражить эту воду. Хотя «серого», ворованного телеконтента в стране 30 процентов. К слову сказать, право трансляции Олимпийских игр на территории Беларуси принадлежит Белтелерадиокомпании. Общая сумма, которую мы заплатили за трансляции, — 13 миллиардов рублей, которые нужно как–то окупить. Недавно с удивлением и праведным гневом я обнаружил, что нашлись у нас кабельные операторы, которые, зная о том, что действуют незаконно, транслировали Олимпиаду на территории нашей страны. Сейчас Белтелерадиокомпания подает на них в суд.


— И выиграете?


— Естественно. И очень жестко выиграем. Хочу, чтоб этот процесс стал показательным.


— С января текущего года ваша компания отдала свои рекламные продажи крупнейшему медиаселлеру СНГ ООО «Алькасар Медиа Сервис» — аффилированной структуре «Газпрома». Чем вызвана смена рекламного агентства?


— С прежним селлером мы недобирали рекламных денег. С приходом «Алькасара» предполагается, что наши доходы в ближайшие год–два вырастут. Вторая причина: «Алькасар» привнес на наш рынок более точные системы измерения аудитории. Ну и третье, условия о сотрудничестве, предложенные новым агентством, мне нравятся больше. Практически сегодня мы можем говорить о том, что продаем рекламу без посредников, поскольку «Алькасар» имплантирован в структуру Белтелерадиокомпании.


— Вот здесь бы вам и начать снимать телевизионные сериалы и продавать их, как это делают многие медиагиганты.


— По съемкам фильмов и сериалов у нас есть очень много интересных предложений, идей от авторов и продакшн–студий. Но поскольку мы государственная организация, ориентированная на поиск и создание новостных программ и ток–шоу, на сегодняшний день нам гораздо легче и дешевле купить сериал, чем самим его снять. Другое дело, и я впервые сейчас об этом говорю, что все мощные организации, в том числе и медиа, должны идти по пути государственно–частного партнерства. Нам это крайне важно развивать. Предполагаю, что Белтелерадиокомпании не стоит заниматься никаким другим производством, кроме новостей и общественно–политического вещания, все остальные каналы нужно выводить на другую форму собственности, чтоб они становились мобильными и зарабатывали деньги на производстве тех же сериалов, телепроектов, программ и прочее. У государственного канала такой мобильности нет. Настолько забюрократизированная цепь согласований, что, пока прорвешься сквозь частокол всевозможных проверок и сверок, силы иссякают.


— Почему же у нас до сих пор нет таких оперативных продакшн–студий и телеканалов?


— Не дошли пока руки. Опять же все надо подсчитать, согласовать, выверить. Известно, что рынок у нас небольшой. Наверняка небольшому частному телеканалу будет непросто заработать на рекламе деньги для производства собственного контента. Здесь можно рассчитывать только на государственное партнерство.


— Вы сказали, что агентство «Алькасар» очень точно подсчитало телезрителей: кто и сколько программ смотрит. Были в этих измерениях цифры, которые вас удивили?


— Оказалось, что нас смотрят гораздо лучше, чем показывал предыдущий селлер. Общая доля телесмотрения нашего холдинга — примерно 40 процентов, то есть аудитория у нас все равно больше, чем у «серых» каналов, и это радует.


— Судя по рейтингам, одна из самых популярных ваших программ «Зона Х». Как вы это объясняете?


— Есть у зрителя некоторые несогласования с самим собой: на словах — одно, на деле — другое. Я часто езжу по стране, встречаюсь с разными аудиториями, провожу свой персональный мониторинг, задаю людям вопросы, какие программы они хотели бы видеть в эфире. Очень часто слышу в ответ: давайте нам побольше культуры, симфонических концертов и детских программ. А после они приходят домой и включают передачи, где море кровищи и ужаса.


— И что будете делать: расширять «Зону Х», открывать шестой канал с криминальными сюжетами и сводками?


— Пока будем укреплять те «кнопки», которые у нас есть. Мое убеждение, что главная функция телевидения — образовательно–просветительно–спасательная. Мы сейчас живем в эпоху потребления, где на каждом шагу человека стараются оболванить, что–то ему продать втридорога, обмануть. В этом безумном мире необходимо помочь зрителю разобраться, где и в чем его ждут подвохи и как от них защититься.


— Кстати, некоторые страны пока отказываются от трансляции «Евровидения» и участия в этом конкурсе, считая, что эта эстрадная история не из дешевых, «играться» в нее по нынешним временам роскошь. Как вы считаете?


— Мы не собираемся отказываться от участия в «Евровидении», поскольку для нас важно участие в международных проектах — культурных или спортивных, важно показывать белорусский флаг и наших талантливых людей. Кому–то выгодно делать из Беларуси страшный чуланчик, в котором творятся безобразия, создавать неправильный имидж страны за рубежом. Но те иностранные гости, которые к нам приезжают, видят, что это не так, и уезжают отсюда нашими друзьями. Так было после проведения у нас детского «Евровидения». Уверен, что предстоящий чемпионат мира по хоккею сделает для популяризации страны очень многое. Мы должны суметь показать за время проведения этого мероприятия все, что у нас есть. И здорово, что скрывать нечего. Да, не все тут жирно, не все блестит богатством, но мы — созидатели, трудолюбивы, и за это нас надо уважать.


— Геннадий Брониславович, закончен определенный этап создания холдинга. На чем сейчас думаете сосредоточить свои усилия?


— Теперь есть перспективы в структурных изменениях Белтелерадиокомпании. И еще в улучшении условий для тех, кто у нас сегодня работает. В основе телевидения была и остается журналистика, то есть люди, способные написать грамотный текст и снять качественную картинку. На сегодняшний день у нас сложился крепкий творческий коллектив. Это люди, которым интересно то, чем они занимаются. Значит, необходимо и условия для них создать приемлемые: бильярдные, тренажерные залы, кафе, хотим свою мойку автомобильную сделать.


— Вы это называете «жир», по–моему?


— Это самые обычные условия для современного офиса. Надо только стараться и работать.


Советская Белоруссия №44 (24427). Пятница, 7 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter