Театральный фестиваль «ТеART откроется в Минске 3 октября

Режь последний огурец

В Минске пройдет  международный театральный фестиваль «ТеART»
Даже самые отсталые слои театралов давно выучили мудреные прибалтийские фамилии: Херманис, Карбаускис, Коршуновас. Разбуди среди ночи — оттораторят и не собьются. А все благодаря неусыпному бдению международного театрального фестиваля «ТеART», который совсем скоро — с 3 октября — пройдет в Минске уже в четвертый раз.


Благодаря фестивалю помаленьку, в охотку, расширяем свой кругозор, пестуем свою самооценку, поднимаем настроение, взвинчиваем эмоции. На нас наросла за эти годы худо–бедно фестивальная кожа. Теперь нас уже голыми телесами не удивишь, давай мысль, концепцию, интересный ход. Покрутись волчком, товарищ режиссер, сглотни ложку, прикури от пальца, пройди в игольное ушко — тогда поглядим: благодарить тебя или нет.


Благодаря «ТеARTу» мы, театральные силы, чувствуем себя причастными к общеевропейскому процессу. Цокаем языками, качаем головами, шикаем на жующих конфеты в зале. А как не чувствовать причастность? Вот, например, показанный в прошлом году на «ТеARTе» спектакль Юрия Бутусова «Добрый человек из Сезуана» получил главную театральную награду России — «Золотую маску» в номинации «Лучшая женская роль в драме». Ее удостоилась актриса Александра Урсуляк. Получается, с шуткой–прибауткой увидели во все глаза лучшую российскую театральную актрису года. Чем плохо? Вот и в этом году можно делать ставки.


Фестиваль откроется мощным белорусским блоком. Претенциозный роман Альгерда Бахаревича «Шабаны» дорос, наконец, до театрального воплощения в постановке Елены Ганум. Опять будут нас стращать, пугать чем–то мрачным и безысходным. Весь мир — Шабаны, а люди в нем — актеры? Был я в этих Шабанах. Отличный район, чистый, красивый. Не наговаривайте, господин Бахаревич.


Будет традиционная читка белорусских пьес, куда ж без нее. Почитатели крепкого литературного слова почитают и разойдутся. Зачем–то повторят показанные в прошлом году спектакли: «Печального хоккеиста» Павла Пряжко в постановке москвича Дмитрия Волкострелова и Patris в режиссуре Сергея Анцелевича. По–моему, показывать одни и те же спектакли два года подряд в фестивальной программе, пусть и мощной белорусской, как–то не комильфо.


Под шумок объявила себя эксклюзивным продуктом расхваленная постановка «Дзяды» частного Театра «Ч». Опять будут раскачивать зеркала, мазаться белилами и бегать в неглиже. Шутка. Будут нагнетать мистику. Вызывать «дух продкаў». Дело хорошее, но утомительное.


Никак не угомонится режиссер печального образа, светлый романтик Андрей Савченко. Он в белорусском блоке покажет собственное сочинение «Би–лингвы». Тоже небось что–то глубоко концептуальное. Художественный руководитель РТБД Александр Гарцуев выдаст премьеру с говорящим названием «Если завтра нет...» по пьесе Дмитрия Богославского. Кто бы сомневался. Кстати, его же пьесой «Тихий шорох уходящих шагов», получившей в руках режиссера Екатерины Аверковой стриндберговское (а чего стесняться?) название «Отец», завершится весь «ТеART». Это будет первая премьера Купаловского театра в новом сезоне. Ну а довершат наш театральный блок хореографы Ольга Скворцова и Ольга Лабовкина.


А дальше... Бегите к банкомату. Взмахнет крылом «Жар–птица» Андриса Лиепы в Большом. С постановкой «Ставангер» латвийского Лиепайского театра выступит бузотер Константин Богомолов. Московский театр имени Пушкина покажет хореографический спектакль «Материнское поле» по Чингизу Айтматову. Новый Рижский театр и Алвис Херманис — «Обломова». Литовскую режиссуру представит «Рассказ о счастливой Москве» Миндаугаса Карбаускиса, идущий в «Табакерке», и «Чайка» Вильнюсского городского театра Оскараса Коршуноваса. Если режиссуру Карбаускиса увидим впервые, то вот с отпетым формалистом Коршуновасам знакомы хорошо: его «Ромео и Джульетта», «Мастер и Маргарита», «Гамлет» в Минске собирали аншлаги.


Как видим, все на «ТеARTе» в этом году серьезно и обстоятельно. Впрочем, как всегда. Даже придраться не к чему. Тут тебе и прогрессивная молодежь, напичканная чужими мыслями, и европейские интеллектуалы, и классика, и Андрей Платонов вместе с Чеховым. Остается только молчать и слушать, чем лично я с удовольствием на фестивале и займусь.

Добрый зритель в 9–м ряду.


Советская Белоруссия №171 (24552). Вторник, 9 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter