Крупнейший в мире белорусский самосвал приступил к работе в России

Рекордсмен идет в карьер

У СПЕЦИАЛИСТОВ Белорусского автомобильного завода и кемеровских угольщиков есть отличный повод обменяться поздравлениями. В угольном разрезе «Черниговский», входящем в ЗАО «Холдинговая компания «Сибирский деловой союз», сегодня состоится торжественный ввод в эксплуатацию первого карьерного самосвала «БелАЗ–75710» грузоподъемностью 450 тонн. Самого большого по грузоподъемности в мире, о чем свидетельствует запись в Книге рекордов СНГ и Книге рекордов Европы. Теперь машине предстоит на практике доказать, что она и самая экономически выгодная при добыче полезных ископаемых открытым способом.

У этого события богатая предыстория. Не очень строго говоря, она началась более 65 лет назад, когда был создан Белорусский автозавод. С тех пор здесь созданы сотни моделей и модификаций карьерного транспорта, и практически каждая машина отличалась все более высокой грузоподъемностью и повышением других технико–экономических характеристик. Так что создание здесь 450–тонного гиганта стало вполне закономерным. Общественности он был продемонстрирован менее года назад. Даже специалистов поразили размеры «новорожденного». Длина — более 20 метров, ширина — без малого 10. Восемь четырехметровых шин. Если взобраться на козырек платформы, то запросто можно перепрыгнуть на крышу трехэтажного дома. А в вертикальном положении платформа достигает высоты дома в шесть этажей. С нагрузкой машина весит более 800 тонн. Но развивает при этом скорость почти как легковушка на шоссе — до 64 километров в час. Конечно, пояснили специалисты предприятия, и «сердце» у такого гиганта должно быть сильное. Точнее, дизельных двигателей даже два общей мощностью 4600 лошадиных сил. Плюс четыре сильнейших электромотора в ступицах всех колес, плюс две поворотные оси, плюс множество других технических решений, не имеющих в мире аналогов. Потребовались месяцы испытаний на заводском полигоне, разборка и отправка в Кузбасс, где машину снова собрали и испытали. И вот у нее началась своя трудовая биография.


Почему и зачем Белорусский автомобильный завод оказался в своем деле впереди планеты всей, не секрет. Добыча полезных ископаемых уходит все дальше в необжитые районы, все глубже вгрызается экскаваторами в недра Земли. И становится все более конкурентным делом. Выигрывает тот, у кого затраты на добычу тонны полезного материала ниже. А ниже они у того, кто использует самые крупнотоннажные агрегаты. В соответствии с этой мировой тенденцией БелАЗ недавно построил на своей территории фактически новый завод для выпуска тяжелых машин. Здесь все подстать гигантам: крепчайший бетонный пол, огромные ворота. Из них со временем выйдут новые 450–тонники.


Сколько их будет — покажет время. Такие машины — штучный товар, изготавливаются по спецзаказу. Чтобы их эксплуатировать, у заказчика должно быть все соответствующего уровня: огромный экскаватор, прочные дороги. Так, как это делается в разрезе «Черниговский». К слову, с добывающими и транспортными предприятиями Кемеровской области БелАЗ связывают давние партнерские отношения. Первые белорусские большегрузные самосвалы появились здесь еще в 60–х годах прошлого столетия. Сегодня здесь работает около 2800 машин грузоподъемностью от 30 до 360, а с сегодняшнего дня и 450 тонн. По сути, предприятия региона стали для БелАЗа испытательным полигоном, где в условиях реальной эксплуатации проверяются самые смелые инженерные замыслы.


BIBIKOV@SB.BY


Советская Белоруссия №158 (24539). Четверг, 21 Августа 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter