Разбор полетов

Раньше авиамоделирование было элитным хобби...

Пилот чаще всего, конечно, сидит за штурвалом перед навигационными приборами. Однако бывает, что кабина и вовсе отсутствует. Как, впрочем, и хвост, и шасси. Есть только одно крыло, им управлять — задача не из легких. Но с ней давно научились справляться авиамоделисты–любители.


Раньше авиамоделирование было элитным хобби. Еще бы, собрать мини–копию самолета из деталей, которых на прилавках советских магазинов днем с огнем не сыщешь! Приходилось возить винтики–двигатели из–за границы, что изрядно било по карману. А сейчас создавать самодельные воздушные суда могут себе позволить даже подростки из семей, где с трудом сводят концы с концами. Но все чаще встречаешь в авиаспорте и взрослых. Видимо, детская мечта взмыть в небо, пусть лишь управляя моделью самолета, так же прочна, как корпус «Боинга» или Ту. Особо прельщают таких фанатов авиаспорта соревнования «Воздушный бой»: вот уж где сочетаются сразу три мужские слабости — скорость, высота и... битва. На одном из сражений удалось побывать корреспондентам «СБ».


...Тишина стадиона на улице Макаенка заполняется гулом моторов. То и дело с характерным звуком — словно жужжит мощная бормашина — взлетают небольшие пластмассовые штуковины. На самолеты они не очень–то похожи — скорее это крылья размером в полметра. Но только с помощью таких моделей в небе можно устроить настоящий воздушный бой.


— Погода сегодня нелетная! — подхожу к одному из организаторов международных соревнований по воздушному бою Василию Загребельному. Уже несколько лет он заведует авиамодельной лабораторией Республиканского центра технического творчества учащихся в Минске.


— Ничего страшного, и не такое бывало! — машет рукой мой собеседник. Тем временем неподалеку заправляют небольшие моторчики топливом ребята в зеленых комбинезонах.


— Кстати, гости из Литвы, — замечает мою заинтересованность Василий Михайлович. — Идемте, я вас с серебряным призером чемпионата мира познакомлю!


Аудрюс Растенис из Вильнюса сражался за свой титул в Венгрии. Моделирование для него — скорее стиль жизни, ведь благодаря своему увлечению литовец объездил полмира. На разговоры со мной времени нет: он уже проверил двигатель модели и готов приступить к бою. В середине небольшого стадиона его ждет соперник: эти двое будут стоять спиной к спине, разгоняя в небе свои самолеты до предельной скорости. Задача — продержаться в полете 4 минуты и при этом зацепить ленту, которая привязана к воздушной машине противника. Пока фотокорреспондент делает снимки перед началом поединка, Василий Загребельный тихонько дергает меня за рукав:


— У летчиков традиция — не фотографироваться перед полетом!


Ну и ну, думаю: вроде и в воздух сами не поднимаются, а приметы — словно у пилотов истребителей. Зачем?


— Не помешают! — уверяет Василий Михайлович. — У каждого такого крыла мощность — в одну лошадиную силу. Если эта штука в голову угодит, легким ушибом вряд ли отделаешься! Был такой случай на соревнованиях: спортсмену крылом подбородок рассекло, пришлось на «скорой» со стадиона увозить.


Между тем самолет Аудрюса намотал уже не один круг над стадионом, выписывая виражи, то поднимаясь ввысь, то паря в 30 сантиметрах над землей. Сам пилот с земли просто наслаждался поединком. Вдруг модель литовца задела крыло противника, слегка дернулась, на секунду зависла и... со свистом улетела в ближайшие елки. Вот и не верь после этого приметам!


— Вообще, в таких поединках главное — не отвлекаться, — улыбается другой представитель литовской команды Витаутас Римша. — Тут важны и техника управления моделью, и психология. Ведь ты стоишь рядом с соперником, нужно следить за его взглядом, предугадывать, куда он поведет свой самолет. Если все учесть — точно победишь.


Впрочем, небольшое упущение не помешало мастеру спорта международного класса Растенису завоевать «серебро». Витаутас взял «золото». Наш 14–летний Андрей Стасевич — активный паренек, который уже третий год моделирует самолеты во дворце внешкольной работы «Золак», — сумел «отлетать» на «бронзу» в соревнованиях среди юношей.


— Вместе со мной «летали» ребята из России, Литвы, но немногие дошли до финала, — говорит Андрей. — Вообще, даже само участие в таких соревнованиях — это уже интересно. Я авиамоделированием начал заниматься по совету друга и сейчас знаю о технике очень много, сам собираю различные модели, сам ими управляю. Правда, на настоящем самолете так и не довелось полетать, но думаю, все впереди.


На мой вопрос, хочет ли он в будущем стать летчиком, Андрей ответил категорично: нет. Видимо, авиамоделисты все же не такие романтики в душе, как те, кто сидит за настоящим штурвалом. И знают: покорить небо можно и с земли.


Кстати


В нашей стране авиамодельным спортом занимаются как школьники (только в Минске действуют 4 авиамодельных кружка, где обучаются дети от 7 до 18 лет), так и люди взрослые. Ежегодно проходят республиканские соревнования по ракетомодельному спорту, соревнования в классе моделей воздушного боя. Наши спортсмены не раз завоевывали медали на международных состязаниях — в Москве и Московской области, Санкт–Петербурге.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter