Источник: Знамя юности
Знамя юности

Художник из Китая Ку Вэйпэн рисует минские достопримечательности. Нам понравилось

Районы, кварталы…

Комаровка и Красный костел. Большой театр и «Ворота Минска». Монумент на площади Победы и панорама Верхнего города. За год жизни в Минске художник из Китая Ку Вэйпэн не раз доставал любимые пастельные мелки, чтобы перенести на бумагу главные городские достопримечательности. Все места узнаваемы, но на всякий случай есть подписи-подсказки: «перед Ратушей», «Комсомольское озеро», «улица святых Кирилла и Мефодия». Периодически в этих декорациях возникают люди – покупают сезонные овощи на Комаровке, едут на велосипеде или садятся в трамвай на Привокзальной площади. Если на рисунок попадают отдельные персонажи, лица их практически неразличимы. Потому что первым делом – пейзаж, к которому у Вэйпэна особая склонность.

На одной из самых старых улиц города. Кто узнал?

Почувствовать город

У Вэйпэна даже по китайским меркам весьма запоминающаяся внешность. А все потому, что он принадлежит к народу хуэй – одному из национальных меньшинств Китая. В Минск он приехал из провинции Шаньси, где не только получил художественное образование, но и приобрел известность в творческих кругах. Стал членом Шаньсийской ассоциации художников и Шаньсийского комитета масляной живописи, начал преподавать в университете, но шанс пройти стажировку в нашей академии искусств решил не упускать. Говорит, что к тому моменту был наслышан о стране и ее дружелюбных жителях:

– Когда прилетел, оказалось, что Беларусь совсем не похожа на Китай. Я много гуля­л по Минску, часто без цели, просто чтобы почувствовать город. Сразу приметил район площади Победы. Еще очень люблю минские парки и белорусские леса. В Шаньси гористая местность, лесов крайне мало. По горам, кстати, не скучаю. Может, потому, что боюсь высоты?

Ратуша и вид на костел Девы Марии

У белорусского и китайского искусства много общего. Оба отталкиваются от прошлого, вызывают любопытство и восхваляют самоценность света и цвета, которые всегда ведут на бумаге или холсте собственную игру. Поэтому соединить в творчестве белорусское и китайское, добавляет Вэйпэн, на самом деле неплохой эксперимент. Желание рисовать Минск и его улицы возникло не спонтанно. Сначала была цель: сохранить наш город не только в памяти, но и на бумаге. Потом включился азарт: Вэйпэн задумал нарисовать 100 узнаваемых видов. Троицкое предместье и 15-километровый проспект Независимости. Небольшие уютные улицы с возвышающимися над ними костелами и церквями. Причем съездил художник и в Гродно, Брест. Человек, ни разу не бывавший в Беларуси, по пейзажам Вэйпэна атмосферу страны на­верняка ощутит. Чувствуют ее и сами минчане: часто останавливаются, говорят комплименты.

– Почему-то особенно сильно меня любят местные бабушки, – смеется художник. – А еще как-т­о в Верхнем городе подошел парень, посмотрел на мою работу и стал аплодировать. Причем так долго хлопал, что я покраснел. Я хотел бы рисовать людей, но сам очень стеснительный, поэтому писать городские пейзажи мне намного проще.

Бывший костел Святого Иосифа художник успел застать еще с фасадом белого цвета

Фотовзгляд

Рисованием Вэйпэн увлекся еще в детстве. Всегда мечтал стать художником и в других профессиях себя не видел. Хотя серьезно обучаться технике начал довольно поздно, в 15 лет. Карандаши, масло, пастель – Вэйпэн не делит инструменты и художественные техники на любимые и нелюбимые:

– Но рисовать город все же предпочитаю пастельными мелками. С ними удобно в любое время года и практически в любую погоду. Хотя на занятиях в академии искусств мы их почти не исполь­зуем, в основном работаем с масляными красками или карандашом. К слову, система образования в Беларуси и Китае существенно отличается. Здесь процесс обучения проходит медленнее, занятия всего по полдня, но пять раз в неделю. В Китае обучение длится с 08:00 до позднего ве­чера. Однако, с другой стороны, если бы в Минске было так же, я не смог бы нарисовать уже пять десятков пейзажей.

Классика открыточного вида

Минские улицы Ку Вэйпэн специально пишет в малом формате («так удобнее»), хотя не исключает, что чуть позже его композиции дорастут до больших холстов. Параллельно фиксирует жизнь города на пленку. Аналоговая фотография – еще одна его большая любовь. Вэйпэн коллекционирует редкие модели камер из СССР, ГДР и других стран. Он ищет и покупает их на барахолках, в комиссионных магазинах и на онлайн-площадках. К слову, это хобби привлекает к художнику внимания не меньше, чем живопись и графика. Во время нашей прогулки редкой техникой на шее Вэйпэна заинтересовалась прохожая. Оказалось, в свободное время она тоже снимает на пленочный фотоаппарат.

На улице Герцена можно увидеть, каким был Минск конца XVIII века

– У меня уже 25 моделей, и коллекция постоянно пополняется. Еще покупаю редкие значки, люблю изделия из янтаря, – перечисляет художник. – В Беларуси, знаю, их предпочитают дамы постарше, а в Китае янтарь носят многие мужчины. Еще я в восторге от белорусских товаров ручной работы: все очень красивое и стоит недорого. Когда приезжал на каникулы в Китай, привозил ваши мед, книги и старинные ключи – такие длинные с широкими зубцами. Их тоже купил на одном из онлайн-аукционов.

В августе стажировка Вэйпэна закончится, и он вернется в родной Тайюань. Художник раскрывает секрет: если все сложится, белорусские улочки увидят на выставке в Шаньси. Они, по сути, станут иллюстрацией дружбы между нашими странами.

КСТАТИ

Элегическое настроение работ Ку Вэйпэна уже смогли оценить гости областной библиотеки имени Александра Пушкина, где прошла первая в Минске выставка художника. Ее инициатором и главным организатором выступил клуб китайской культуры «Цан Цзе».


leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter