В Институте журналистики БГУ прошел "круглый стол" "Стратегическое партнерство в сферах медиапроизводства и массовых коммуникаций"

Ради нескольких строчек в газете

Если в редакцию валом пошли письма с вопросом, не нужны ли вам журналисты, если тот же вопрос по нескольку раз в день тебе задают по телефону, значит, на журфаке скоро распределение. Без пяти минут молодые специалисты приходят на собеседование, с энтузиазмом демонстрируют высокие баллы успеваемости и обретенную на каких-то, видимо, тренингах уверенность, что «я именно тот человек, который вам нужен». Продвинутые, легко оперирующие модными терминами — не попасть под их обаяние невозможно. Куда исчезает красноречие, когда разговор переходит в практическую плоскость: предложить газете неизбитую тему, написать яркий материал, который привлечет внимание читателей, вызовет резонанс, активный отклик? Флер рассеивается. Многие ребята тушуются и тихо исчезают из поля зрения.


Давно было очевидно, что тем, кто готовит журналистские кадры, и тем, кто, по сути, выступает их заказчиком, нужно собраться и поговорить. Такая встреча состоялась на этой неделе. Институт журналистики БГУ провел «круглый стол» «Стратегическое партнерство в сферах медиапроизводства и массовых коммуникаций». Руководство БГУ, первый заместитель министра информации, заведующие кафедрами, представители ведущих средств массовой информации — публика собралась, в партнерстве максимально заинтересованная. Ректор БГУ Андрей Король, чье деловое интервью после трех месяцев в этой должности, без сомнения, с удовольствием прочли в начале января с.г. читатели «СБ», очертил круг вопросов для обсуждения: содержание образования будущих работников массмедиа, подготовка магистерских кадров, внедрение прикладных научных исследований, новые формы сотрудничества со СМИ.

С удовольствием слушала и коллег, и преподавателей. Как это всегда бывает, когда собираются не просто профессионалы, а еще и неравнодушные к своему делу люди, разговор пошел гораздо шире. О региональных СМИ, которым необходимо встраиваться в новые реалии, активно осваивать интернет–пространство; о массмедиа менеджменте; о необходимости повышать общую грамотность студентов. Среди этих тем возник вопрос: как назвать факультет, который примет эстафету Института журналистики. «Факультет журналистики и массовых коммуникаций» или старое доброе «факультет журналистики»? Ректор БГУ однозначно высказался за сохранение брендового названия, его поддержал известный публицист, главный директор дирекции зарубежного вещания радио «Беларусь» Наум Гальперович. За добавку в виде «массовых коммуникаций» активно выступил Роман Костицын, который в списке участников «круглого стола» значился как управляющий партнер коммуникационного агентства «АРС Коммюникейшнз», исполнительный директор Ассоциации компаний коммуникационных консультантов (АККК). По совместительству — преподаватель кафедры технологий коммуникации.

Такой вот занятный поворот. Позже, заглянув на сайт «АРС Коммюникейшнз», узнала, что с 2015 года на базе агентства — частного! — действует филиал кафедры технологий коммуникации Белорусского государственного университета.

Спору нет, владение пиар–технологиями — дело важное и нужное. Другое озадачило. Вспоминаю, как в свое время Институту журналистики БГУ было сделано шикарное (если не сказать, уникальное) предложение: есть молодежная — государственная! — газета «Знамя юности» — вот ваша творческая лаборатория, площадка для самореализации, берите ее в свои руки, дерзайте, креативьте, пишите о молодых и для молодых. 10, 20 полос, да хоть все 40 — ваши! И что же? С большой натугой подготовили несколько выпусков проекта «Я так вижу», на том все и закончилось. Сколько мы ни пытались включить ребят и преподавателей в процесс создания реальной газеты, ни приглашали на редакционные летучки, увы, интерес иссяк...

Хочется верить, с принятым решением вернуть исконное название «факультет журналистики» ситуация изменится. Ведь первая и основная его задача — готовить квалифицированных журналистов. Не только лихо отписывающихся в соцсетях, но соответствующих, так сказать, базовым потребностям средств массовой информации вообще и газет в частности — легких на подъем, заточенных на поиск эксклюзива, умеющих собирать информацию, общаться с разными людьми, стремящихся анализировать события и мнения, писать так, чтобы читали, по–государственному мыслящих. С этим есть серьезная проблема, и на нее обратил внимание Президент. Кстати, во время «круглого стола» прозвучал и такой вопрос: для кого готовят кадры на журфаке, если распределение в частный сетевой портал получают пять молодых специалистов, а в ведущее государственное информационное агентство — один?

В августе в редакцию снова придут молодые специалисты. Опытные коллеги, разумеется, помогут, поддержат, подскажут, если нужно — перепишут. Понятно, что вчерашние студенты — не «акулы пера», им еще писать и писать, но как же много предстоит в них вложить...

gala@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter