Народный календарь и традиции. 29 января – 4 февраля

Пытаецца люты, цi добра абуты

Все три последних дня января — «Пятро, Антон, Апанас» (29, 30, 31‑го числа) — у восточных славян связаны с пересчетом запасов, а еще говорят: «Антанiна — зiме палавiна». По поводу «надвор’я» тоже есть приметы, и небольшим потеплениям у нас «не даюць веры», понимая, что зима еще выпустит на волю свои колючие и злые ветры — «завiрухi». Последний январский день у нас еще называли «гусiным святам», считалось, что если идет снежок, похожий на гусиный пух, то в этом году выведется много «гусянят». Этот день получил у всех восточных славян также прозвище «Апанас (Афанасий) — ламанос», к этому еще добавляли: «Хавай вуха ды нос у апанасаўскi мароз». 

И все же солнце в начале дня обещало, что весна уже не за горами, а вот метель давала прогноз на «працяглую» зиму.
Последние дни января идут под знаком «полузiмнiцы» и переводят нас во вторую половину зимы. В эти дни хозяева просматривали и проверяли все свои запасы: сколько чего осталось и как им распорядиться… Период считается своеобразной «паўкормiцай» и для зверя дикого, все недостатки в своем «паляваннi» он может легко восполнить за счет «свойскай жывёлы i птушкi».

Приходит последний календарный месяц зимы. У февраля, так же как и у других его «собратьев», есть еще и свои, очень меткие, народные названия. «Межень» — от того, что стоит на границе зимы и весны. «Бокогрей» — появление сосулек, капели и реальное ощущение тепла от поднявшегося солнца. Но наше, пожалуй, самое подходящее для него — «люты». Этот месяц никогда не отличался «лагоднасцю», у него весьма «колючий» характер и такой же колючий ветер. У нас февраль очень хорошо характеризует поговорка: «Пытаецца люты, цi добра абуты».

2 февраля идут «каталiцкiя Грамнiцы» — Сретение, больше известное сейчас еще и как День сурка. Именно этого очень запасливого, жадного и поэтому очень толстого зверька‑грызуна стали считать своеобразным показателем того, какой будет погода на будущий сезон. Его выход из домика стал настоящим шоу, посмотреть на которое съезжается множество народа. Сурок, как и все похожие на него собратья, совершенно непонятно для нас чувствует, когда ему совершать свой выход после зимы, чтобы не пострадать от холодов.

А что же у нас? Шли в храм. Так же, как и у православных, свечи освящали в костеле, обвязывали их «пасмачкай» льна, слегка «падкурывалi» волосы на голове всем своим «сямейнiкам», дымом от свечи «рисовали» крест на дверях и потолочных балках. Верили, что это работает как защита от всякого зла.

3 февраля, в день святого Блазея, кроме больших свечей, в костелах освящали еще и маленькие, называемые в народе «блазейкамi». Этим свечкам приписывали способность исцеления при различных заболеваниях, особенно простудных.

На 4 февраля приходится Тимофей по прозвищу «паўзiмнiк», и он чаще всего бывает с колючими ветрами. А вот прилипающий к стволам деревьев снег в этот день показывал, что вскоре придет оттепель. Замечено: в это время морозы крепчают, особенно к вечеру, но в народе отмечали также — «Цiмох хоць i марозiць, але зiму пацiху адводзiць».

ПРИМЕТА

Сильный мороз был знаком того, что зима продлится недолго. Длинные сосульки обещали, что весна будет такой же долгой. Морозный и сухой февраль показывал, что во втором полугодии его «адпаведнiк» — август, «жнiвень», — тоже будет сухим и довольно жарким.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter