Родители 80 учеников не хотят прощаться со старой школой в Клецком районе

Прощай, деревянная школа

Родители 80 учеников не хотят прощаться со старой школой в Клецком районе

На школьной доске в последний день весны кто–то аккуратно вывел мелом: «Прощай, школа!» Эти стандартные вроде бы слова здесь — в агрогородке Щепичи, что всего в трех километрах от Клецка, — имеют особый смысл. В субботу последний звонок прозвенел не только для учеников. Для всей школы с ее многолетней историей. Дети и учителя разъедутся по соседним учреждениям образования, старое здание отойдет на нужды хозяйства.

 


По ком позвонил колокольчик


Может быть, именно поэтому последний звонок встретили с особым чувством. Вроде бы и праздник, а со слезами на глазах. Вот на узкой деревенской дороге прямо у школьного порога притормозил шикарный лимузин, из задней двери которого вышел модный физрук в темных очках. Вот на школьном стадионе под моросящим дождем выстроились нарядные ученики и нынешняя директор Марина Плотко полчаса вручает награды и благодарности самым умным и активным. А вот уже не может сдержать эмоций перед микрофоном бывшая директор Мария Ивановна Побудей:


— Выступая перед детьми, я почти никогда не плакала. Сегодня мне очень тяжело говорить. В нашей школе учеников пускай и сотни не наберется, но всем было хорошо: и ребятам, и родителям. Грустно. Вижу это по глазам, разговаривала с педагогами. Мне очень жалко, что школа не просто закрывается, а, как мне сказали компетентные люди, «ликвидируется». Я обращаюсь к родителям: какой же мы агрогородок, если исчезнет школа, перенесли в соседние Домоткановичи уже и сельский Совет... Давайте хлопотать, чтобы статус агрогородка тоже был ликвидирован. И мы будем знать, что мы — простое село...


Гигиена превыше всего


В этом году, по предварительным данным, в нашей стране навсегда закроют свои двери для учеников около 75 школ. На большинство из них демография уже давно повесила ярлык малокомплектных, где число учеников едва ли дотягивает до двух–трех десятков. Процесс оптимизации нынче добрался даже до городов. Но про Щепичскую среднюю школу в районном отделе образования, спорта и туризма говорят в превосходных тонах: здесь, мол, и коллектив стабильный, и директор отличная, и поступаемость хорошая. Да и в ближайшие пять лет меньше восьмидесяти учеников не будет. Проблема одна — «условия юрского периода». Да, здесь уютно и по–домашнему, школьную территорию даже на областном уровне отмечают как одну из самых зеленых и ухоженных. Однако инфраструктура недалеко ушла от реалий тридцати–, сорокалетней давности.


За деревянными стенами одноэтажного здания всего шесть кабинетов. Для села явление немыслимое, но дети здесь занимаются в две смены. Спортивный зал отсутствует. Вместо туалетов — две дырки в небольшой пристройке, где даже и освещения–то нет. Как на этот факт не обратила внимания санстанция? Хотя именно предписание Минского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья и стало последним гвоздем, не оставившем ни единого шанса учебному заведению на выживание.


Начальник отдела образования, спорта и туризма Клецкого райисполкома Анатолий Климович протягивает мне это письмо. Насколько убедительны аргументы, судите сами:


— В учреждении образования отсутствует горячее и холодное водоснабжение. Оно осуществляется от шахтного колодца. Водоснабжение пищеблока — от второго шахтного колодца, принадлежащего частному лицу и находящегося на территории частного домовладения. Пищеблок не соответствует требованиям санитарных норм и правил по набору помещений, не предусматривает возможность обработки продовольственного сырья и соблюдения правил личной гигиены персоналом. Умывальник отсутствует. Размещение помещений не позволяет исключить встречные потоки сырой и готовой продукции.


Гигиенисты утверждают: складские помещения для сыпучей продукции не оборудованы системой отопления, из–за чего нарушаются условия хранения. Разводка проточной воды по моечным ваннам не позволяет мыть ни посуду, ни фрукты. Результаты исследования показали: в 30 процентах смывов обнаружены кишечные палочки. Содержание в колодцах нитратов тем временем превышает норму едва ли не в шесть раз. У учеников даже нет возможности вымыть руки перед завтраком.

 


Логика и экономика


Впрочем, даже эти неудобства родители готовы терпеть. Обступившие меня после линейки мамы и папы наперебой предлагают варианты. Скинуться всей деревней на реконструкцию, привлечь спонсоров. «Так и напишите, — говорит Сергей Авдиенко. — Может быть, найдется кто–то, кто готов нам помочь спасти нашу школу?» Перепрофилировать под нее здание Дома культуры, в конце концов.


Местные власти парируют: варианты прорабатывались. Только слишком уж больших финансовых вложений они требуют:


— Водонапорная башня расположена в двух километрах. Поэтому только подвод проточного водоснабжения потянет на 500 миллионов рублей. Это повлечет за собой и затраты на модернизацию инфраструктуры — строительство отдельных пристроек для современного санузла и пищеблока. Выполнить же практически эту работу сегодня невозможно. Кроме того, и эта вода не соответствует нормам — в ней зафиксировано превышение содержания железа. Не вариант и строительство скважины. Ее глубина должна быть не менее 90 — 100 метров, что требует разработки проектно–сметной документации, значительных финансовых и временных затрат. Реконструировать Дом культуры? По нашим расчетам, это обойдется в 5 млрд. рублей. Хотите взглянуть, в каком он состоянии? — предлагает Анатолий Климович.


Хочу. Дом культуры — это огромнейший актовый зал и несколько небольших тесных кабинетов. Так что требуется полное внутреннее переоборудование. Рационально? Вряд ли.


Неподалеку уже давно порос бурьяном котлован. В 1980–е на этом месте был фундамент. Работы по возведению новой школы приостановили распад Советского Союза и грянувший кризис... Надежду на продолжение строительства, пожалуй, давал лишь проект, пылящийся в кабинетах Клецкого отдела образования, спорта и туризма.


Рокировка на местности


Впрочем, о реализации этого проекта здесь вряд ли задумаются раньше, чем местное хозяйство выйдет в республиканские передовики. Предпосылки вроде имеются: очень плодородная земля, только этим богатством до сих пор не смогли грамотно распорядиться... Другое дело, насколько необходимо новое строительство, когда в округе с каждым годом все больше пустеют еще две школы. Типовые. В капитальных зданиях. Одна из них городская — с обучением на русском языке. Другая — деревенская, белорусскоязычная.


— До клецкой средней школы № 2 от деревенского указателя — всего 2,5 километра. По нормам мы даже имеем право не организовывать подвоз. Тем более что от дома некоторых учеников до порога Щепичской школы были те же 2,5 километра. Но мы доставлять учеников на занятия будем. Для этого требуются два автобуса. Ожидаем помощи управления образования Минского облисполкома. Кроме того, клецкая школа № 2 не укомплектована. Район, который она обслуживает, пожилой. Так неужели лучше закрыть школу, где есть отличная материально–техническая база, нежели ту, которая расположена в деревянном здании без удобств? Почему должны строить новую? Чтобы потом ликвидировать и ее? — вопрошают представители отдела образования, спорта и туризма.


Три четверти учеников ждут за партами в Клецке, остальных — в соседних Домоткановичах. Одновременно свои потенциальные новые рабочие места изучает педагогический коллектив. Анатолий Климович уточняет: 60 процентов из них — жители Клецка.


— К нам перейдут четыре учителя, в том числе заместитель директора по учебной работе. Нам это поможет решить кадровый вопрос. Катастрофическая нехватка учителей математики. Как правило, это пенсионеры и совместители, что доставляло массу проблем. Не хватает также учителей физики и информатики, — рассказывает директор клецкой школы № 2 Ольга Карпович.


— Мы ждем трех педагогов: учителя английского, физкультуры и дефектолога. Ведь, скажем, нынешний учитель английского работает здесь по распределению, сама она из Лунинецкого района и оставаться не собирается... — говорят в Домоткановичской средней школе.


Что касается судьбы директора, то пока не определились. Марина Плотко — учитель химии, занимается научно–практической работой. Одна из ее учениц — участница республиканского конкурса по энергосбережению... В районе не сомневаются: достойное место предложат и ей.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ


Геннадий Соловей, председатель Клецкого райисполкома:


— Школу в Щепичах мы могли закрыть еще в прошлом году. Тянули до последнего. Санитарным требованиям она не соответствует. А мы ответственны за наших детей. Кроме того, район находится в своеобразном эксперименте. При закрытии школы мы сэкономим 1,2 миллиарда рублей. И эти деньги останутся в бюджете отдела и будут направлены на повышение зарплат учителей. Не секрет, что у работников образования они достаточно скромные. Кроме того, чем выше будет нагрузка, тем учителя получат больше. Объединение школ этому поспособствует.


deu@sb.by

 

Советская Белоруссия №102 (24485). Вторник, 3 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter