За юркими школьниками мы с Галиной Федоровной не поспеваем. Я, проваливаясь по щиколотку в топь, делаю шаг, они — пять. Неудивительно. За годы, проведенные в походах за грибами и клюквой, многие выучили болото как свои пять пальцев. Между тем заказник — это самый современный и интерактивный учебник по биологии, по которому предмет изучать не только просто, но и интересно. Учительница прикидывает: здесь вполне реально проводить в среднем по пять уроков в год. Школьный курс позволяет:
— Скажем, занятия по изучению редких животных и растений. Сам бог велел в этом случае выйти на природу. Восьмой класс, где я сейчас преподаю, — это зоология. А значит, разделы, связанные с орнитологией, мы можем изучать на местном материале. В нашем заказнике можно встретит серую цаплю, малого и большого подорлика, зимородка, глухаря, тетерева. А знаете ли вы, например, что «Клетище» — ареал обитания черного аиста? Мы даже его сфотографировали. Но вот беда — неподалеку вырезали делянку, птица свое гнездо покинула...— Люди, наверное, напугали, — переводят все на свой, непосредственный, язык дети. — А родители рассказывали, что они и по дорогам раньше разгуливали...
— Здесь обитает и краснокнижная скопа, — продолжает учительница. — Вообще, через весь курс биологии проходят темы про особо охраняемые природные территории. Тут и об экологии можно говорить, и даже уроки анатомии проводить.
Болото действительно завораживает. Говорят, красивее всего здесь весной, когда цветет пушица. Будто на плантацию белых роз попадаешь... А сегодня мы вместе со школьниками под чутким руководством Галины Федоровны пробуем найти растения, занесенные в Красную книгу. Некоторые из них, к слову, ученые Березинского заповедника обнаружили только этим летом. Но вот незадача: где — уже не видно. Отцвели. Приходится руководствоваться «наглядным пособием» — ранее отснятыми школьниками фотографиями.
— Вероника, расскажи нам про любку двулистную, — начинает открытый урок Галина Федоровна.
— Она относится к семейству орхидных и достигает высоты от двадцати до тридцати сантиметров, — бойко отвечает старшеклассница. — Цветочки — белые. Ее называют любкой, потому что в древние времена из этого растения варили любовный отвар. Приворотное зелье. А еще ее называют ночной орхидеей, потому что она очень сильно в это время суток пахнет. Но я ее лишь на фотографиях видела...— Только не орхидеей, а фиалкой, — поправляет Галина Федоровна. — А цветет она в конце июня — начале июля. Жаль, что в это время у вас каникулы. Вообще, орхидные — это цветки, которые украшали дома знатных людей. В отличие, скажем, от герани — растения, считалось, мещанского.
Флора заказника предстает перед нами во всей красе по дороге к гнезду скопы. Будто энциклопедию природы листаем. Вот Галина Федоровна обращает внимание на мякотницу однолистную — растение, находящееся в промежуточной охране. Вот показываются фиолетовые соцветия, как мне объясняют, трипутника... На фоне детей ощущаю себя полным дилетантом. Школьники, напротив, почти без запинки рассказывают о характерных отличиях росянки, особенностях фотосинтеза и кормовой базы скопы, которой, увы, в своем гнезде не оказалось.
— Ее рацион составляет рыба. В районе более сотни озер, вот почему она гнездится именно здесь. Прилетает сюда в апреле–мае и улетает в августе, — старшеклассник Дима Климанский вводит в курс дела остальных.
— Мы ее как–то на занятиях фотографировали, — подключается к разговору Вероника. — Большая серая птица. Хищница. Чем–то на орла похожа...
Чтобы получить первые, так сказать, базовые знания о природе родного края, ну и, само собой, подучить биологию, за ворота Слободской школы можно даже не выходить. Достаточно заглянуть в один из кабинетов на втором этаже. Там — биологический музей. Подарок местной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды для экологического просвещения.
Гиды — шестиклассники. На белорусском языке рассказывают, где можно встретить гагару, чем глухарь отличается от тетерева и сколько на Лепельщине озер. Директор школы Александра Каменская замечает: проводят, кажется, лишь пятую экскурсию, а уже импровизируют... Да и на наши вопросы отвечают со знанием дела.
Хочется сказать: подобные школы — отличные кузницы перспективных кадров для биологических специальностей и природоохранных организаций. Хотя дети признаются, что жизнь собираются связать с другим. Уроки биологии — это уроки биологии, любовь к родному краю. И не больше. А вот у Галины Марковской цели глобальные — разбудить своими уроками интерес к проблемам охраны окружающей среды, причем не только у школьников:
— К примеру, ребят заинтересовало, почему черный аист покинул прежнее место гнездования и почему исчезла арника горная, которая раньше повсеместно радовала глаз своими желтыми лепестками. Нами были выявлены зоны экологического неблагополучия. Неподалеку — действующий карьер, где добывают гравий. Вокруг заказника ведется интенсивная вырубка леса. С просьбой закрыть карьер обращались в «Белавтодор», однако получили отрицательный ответ.
К слову, у официальных экологов к карьеру претензий нет. Начальник Лепельской райинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Максим Тарасов утверждает: проверки, причем самого разного уровня, проводились не раз, нарушений не выявлено...
А вот на проблемы скопы школьники со своим учителем обратить внимание смогли: «Ее гнездо расположено на вершине засохшей сосны. Основание дерева, поврежденное термитами и грызунами, вызвало тревогу своей непрочностью. Сотрудники «Аховы птушак бацька+шчыны», к которым мы обратились за помощью, пообещали построить искусственное гнездовье».
deu@sb.by
Советская Белоруссия №190 (24571). Суббота, 4 октября 2014