Ответы министра юстиции Олега Слижевского на вопросы читателей во время «прямой линии» в редакции "СБ"

Правовая поддержка

«Прямая линия» с министром юстиции Олегом Слижевским в редакции «СБ» проходила без пауз, звонки шли один за другим. Правовая поддержка нужна была людям во многих вопросах: начиная от нюансов отдельных законов и заканчивая конкретными жизненными ситуациями. У кого–то из суда долго идет ответ, у кого–то бывший зять скрывается от алиментов или судебные исполнители затягивают исполнение решений. Сегодня мы публикуем ответы министра на самые интересные вопросы.

О полномочиях министерства и судов


Владимир Аркадьевич, Береза:


— Слышал, что Министерство юстиции уже к деятельности судов не имеет никакого отношения. Так ли это?


— С 1 января 2014 года непосредственно к организации работы судов мы отношения не имеем. А вот вопросы исполнения решений судов находятся в компетенции Минюста.


— А почему так произошло?


— Проведена судебно–правовая реформа, в результате которой судебная власть была отделена от власти исполнительной. Функции по организации работы судов переданы Верховному Суду. Соответственно в составе областных судов, в Верховном Суде созданы службы, которые отвечают за эту работу.


***


Антонина Лукьяновна, Городокский район:


— У меня есть сын и невестка, они живут и работают в Витебске. Невестка решила отнять у меня часть квартиры по причине взаимной неприязни. 17 сентября Городокский районный суд присудил сыну 0,24 доли моей квартиры. Что мне делать? Мне 81–й год. Я прошу вашей помощи, хочу, чтобы суд отменил свое решение.


— Вы просите, чтобы Минюст отменил решение суда? У меня такого права нет. Отменить его может только вышестоящий суд. Поэтому вы в 10–дневный срок с момента вынесения районным судом решения можете обжаловать его в вашем областном суде. На данный момент 5 дней уже прошло, у вас осталось еще 5 дней на то, чтобы обжаловать это решение в Витебском областном суде.


— А если они не отменят решение районного суда?


— В таком случае вы можете обратиться в Верховный Суд.


Как взыскать деньги с ответчика, который не работает


Наталья Ильютчик, Брест:


(Вопрос пришел по электронной почте, и к моменту «прямой линии» министр смог ознакомиться с подробностями ситуации.)


— Уважаемый Олег Леонидович, в 2004 году Серко Р.Е. в пьяном виде на автомобиле сбил мою дочь. Суд Ленинского района Бреста приговорил его к 7 годам лишения свободы и постановил взыскать в счет возмещения морального вреда 5 млн. бел. руб. Через 3 года Серко был досрочно освобожден, но до сих пор не возместил компенсацию за моральный вред. Судебный исполнитель пояснила, что «данный гражданин не работает и нет возможности заставить его трудоустроиться». Помогите разобраться с ситуацией и взыскать с Серко сумму морального вреда.


— В процессе работы по исполнительному производству о взыскании задолженности с Серко Р.Е. судебным исполнителем было проверено имущественное положение должника. Денежных средств и иного имущества, принадлежащих должнику, не обнаружено. Вместе с тем установлено, что в настоящее время должник отбывает наказание в ИК–5 г. Ивацевичи. Исполнительный документ о взыскании задолженности с Серко Р.Е. был направлен в исправительное учреждение для удержания задолженности из заработной платы должника.


Как заставить платить алименты


Наталья Бычкевич, Столбцовский район:


— У моей дочери двое детей, шести и двух лет. С мужем она не живет. Он неоднократно уже привлекался к ответственности, в том числе за наркотики и по суициду. Она подавала в конце апреля этого года в суд на взыскание алиментов. Но он нигде не работает, по месту регистрации в Минске не проживает, скрывается в деревне. Его ищет участковый, но дочь боится говорить, где он. Зарабатывает на жизнь случайными заработками по строительству, ремонтирует машины. Куда можно обратиться, чтобы заставить его платить?


— Если дочь будет бояться, она никогда свои права не отстоит. Мы проверим, есть ли исполнительный лист на исполнении в отделе принудительного исполнения. Но прежде я бы посоветовал вашей дочери связаться по телефону или встретиться с судебным исполнителем этого района. Если решение судом было вынесено, но оно не исполняется, то вместе с исполнителем можно будет проработать возможные варианты, как понудить бывшего мужа к уплате алиментов. Если он скрывается, но при этом где–то работает, то можно выяснить это место работы. Если, допустим, он откажется добровольно уплачивать алименты и при этом не работает, то в этом случае берется среднемесячная заработная плата по стране и исходя из ее величины устанавливается определенный размер алиментов, который он должен уплачивать ежемесячно. В том случае, если должник более трех месяцев в течение года уклоняется от уплаты алиментов в добровольном порядке и не располагает доходами, на которые может быть обращено взыскание, судебный исполнитель производит расчет задолженности по алиментам, после чего применяет комплекс предусмотренных законодательством мер, направленных на ее принудительное взыскание. В том числе он может быть привлечен к уголовной ответственности.


Нужен ли нам суд присяжных


Алена Соколович, Витебск:


— Олег Леонидович, я юрист с опытом работы в Европе. Скажите, как вы относитесь к идее о внедрении в стране суда присяжных заседателей? Насколько это осуществимо и нужно ли нам?


— Этот вопрос периодически становится темой обсуждения среди юристов–практиков и предметом дискуссии в научном сообществе. В качестве аргументов в защиту позиции введения в национальную судебную систему института присяжных заседателей лично я считаю состязательность, равноправие сторон в процессе, презумпцию невиновности, признание недопустимыми доказательств, полученных с нарушением закона. Практика других стран показывает, что институт присяжных заседателей способствует повышению уровня правосознания и смягчает нравы в обществе.


Но нужно понимать, что этот проект весьма дорогостоящий. Для введения его в национальную судебную систему и распространения его действия на всю страну потребуются значительные финансовые ресурсы, которые в последующем будут направлены, помимо укрепления материально–технической базы судебной системы, на выплату присяжным заседателям причитающихся им вознаграждений, а также на возмещение командировочных расходов (по аналогии с народными заседателями). Кроме того, введение подобного института связано с необходимостью привлечения к правосудию людей, не обладающих практическим опытом и компетентностью, что не может не отразиться на эффективности и беспристрастности процесса. Есть вероятность, что вердикт будет основан не столько на имеющихся доказательствах, сколько на эмоциональном восприятии личности обвиняемого, потерпевшего, обстоятельств совершения преступления и так далее.

Если запредельна стоимость услуг адвоката


Георгий Павловский, Брест:


— Олег Леонидович, расскажите, пожалуйста, каким образом формируются цены на услуги адвокатов? А то иногда слышишь о таких суммах, что просто волосы дыбом становятся. Например, составление иска стоит около 1,5 млн., хотя дают заполнить всего 1 бумагу...


— Законодательством Республики Беларусь не установлены тарифы за оказание юридической помощи. Она оказывается адвокатами на основании договора. В соответствии с Правилами профессиональной этики адвоката рекомендуется определять размер гонорара, принимая во внимание такие факторы, как опыт и квалификация, профессиональный авторитет, новизна и сложность вопросов, необходимые затраты времени и труда и другие. Кроме того, адвокат не должен принимать на себя обязательство о помощи с условием выплаты гонорара в зависимости от будущих результатов.

Зачем реформировали нотариат


Юлия Федорова, Смоленск:


— Уважаемый Олег Леонидович, мои родители живут в Беларуси. Слышала о реформе нотариата, но не понимаю, в чем состоит интерес для государства в такой реформе? Раньше в доход государства поступала госпошлина, сейчас ее нет, все идет в доход нотариуса?


— Действительно, с 1 января 2014 года осуществление нотариусами своей деятельности производится на условиях самоуправления и самофинансирования. Нотариат содержит себя, не требуя бюджетного финансирования. При этом самофинансирование обеспечивается взиманием нотариального тарифа за оказание услуг правового и технического характера, который после уплаты всех налогов и сборов и является источником финансирования его деятельности. Финансовое, кадровое, материально–техническое обеспечение контор осуществляет Белорусская нотариальная палата. Кстати, все нотариусы обязательно заключают договоры страхования гражданской ответственности на случай причинения ими вреда другим лицам в результате неправильно совершенного нотариального действия. Нужно сказать, что реформы не нанесли вреда социальной составляющей в работе нотариата: значительное число незащищенных групп населения имеют льготы по уплате нотариального тарифа, нотариусы выезжают в агрогородки. За государством же сохранена функция регулирования нотариальной деятельности и контроля за ее осуществлением.

Как вернуть долги


Ольга Величко, Молодечно:


— Скажите, пожалуйста, будет ли как–то меняться ситуация с взиманием долгов с должников? Некоторые люди десятки лет ждут возмещения ущерба! Как решают эту проблему в других странах?


— С 1 января создана и действует единая система органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов. Кроме этого, совсем недавно рядом нормативных актов судебные исполнители наделены дополнительными полномочиями. Министерство юстиции также подготовило проекты законов, которые определят порядок ведения исполнительного производства и статус судебных исполнителей. Безусловно, при разработке данных проектов учитывались законодательство об исполнительном производстве других стран и практика его применения.


Если сказать коротко, то различные ограничения и запреты для должников мотивируют их на уплату долга. В этом направлении и совершенствуется сейчас законодательство. Вместе с тем происходит наделение судебных исполнителей дополнительными полномочиями.


isaenok@sb.by


vlast@sb.by


Советская Белоруссия №193 (24574). Четверг, 9 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter