Республиканский театральный фестиваль «Перамога» показывает лучшие военные спектакли в Минске

Правда о войне

В Минске в эти дни продолжает работу Республиканский театральный фестиваль «Перамога», посвященный приближающемуся празднованию Дня Победы. Спектакли минских театров проходят на их собственных сценических площадках. Театральные коллективы из Бреста, Бобруйска, Гомеля, Гродно и Пинска выступают на сцене Национального академического театра имени Янки Купалы.

Эмоции, а не форма

— Мне кажется, зрителю, пришедшему на спектакли фестиваля, должно быть прежде всего рассказано о человеке, который попал в самую страшную экстремальную ситуацию, каковой является война, — считает художественный руководитель театра им. Янки Купалы Ольга Нефедова. — Надо говорить о душе, о настоящих эмоциях, тогда всегда достучишься до зрительского сердца. Важно, чтобы актеры и режиссер ставили во главу угла в таком спектакле проживание человеческой судьбы и переживание драматических моментов, а не просто эффектную форму. Зрителя можно пригласить в свидетели и участники военных событий только с помощью настоящих чувств и сильного эмоционального воздействия. И если после увиденного спектакля молодой зритель откроет хорошую книгу о войне, — это и будет нашей маленькой победой.

Фестиваль открыл пронзительный брестский спектакль «Не покидай меня».

В поисках достоверности

Открыл фестиваль спектакль Брестского академического театра драмы «Не пакідай мяне» по пьесе Алексея Дударева в постановке художественного руководителя театра, директора фестиваля «Белая Вежа» заслуженного деятеля искусств Беларуси Александра Козака. Спектакль с успехом был показан на «Белой Веже» в 2022 году, а на прошедшем VIII Республиканском фестивале национальной драматургии им. В. И. Дунина-Марцинкевича в конкурсной программе «Спектакль театра драмы» получил диплом лауреата как лучший спектакль.

— Идея фестиваля, на мой взгляд, очень уместная и значимая, — считает Александр Козак. — Я всегда ратовал и ратую за то, чтобы наши театры участвовали в общественной жизни государства. Что касается военно-патриотической темы, у меня как у человека, с детства знающего каждый кирпичик в Брестской крепости, прочитавшего, пожалуй, все значимые военные книги и посмотревшего все военные фильмы, к ней свое, особое отношение. К сожалению, в наше время появляется очень много материала о событиях прошлого, порой не совсем верного. Надо суметь сохранить во всем этом информационном водовороте наши ценностные понятия и нашу правду о войне.


По словам Александра Козака, спектакль рождался в любви, хотя ключ к пьесе режиссер подобрал не сразу:

— Первый импульс в такой работе — это любовь к автору. Алексей Дударев приезжал к нам в Брест на фестивальный показ спектакля в 2022 году во время «Белой Вежи» и был приятно удивлен нашей трактовкой. Смотрел он его и на фестивале национальной драматургии в Бобруйске. Его уход — большая потеря для всей нашей культуры… Недавно постановку показали в Барановичах и Кобрине. Зрители выходят после спектакля со слезами благодарности и понимания на глазах. Такой отклик меня как режиссера не может не радовать.

Чтобы добиться максимальной достоверности, режиссер прибегнул к помощи инструктора по строевой подготовке и рукопашному бою, капитана ВДВ Романа Бритуна.

— А как же иначе? — говорит Александр Александрович. — Это естественно, чтобы на сцене присутствовали элементы жизненной правды. Ведь к нам приходят зрители посвященные и просвещенные, в том числе и военные. Сначала хотели делать сцены физической подготовки сами, но решили довериться профессионалу. Дилетантов в любом деле не терплю.

Любовь и война

Зрители также увидели на фестивале постановки Могилевского областного театра драмы и комедии им. В. Дунина-Марцинкевича из Бобруйска «У спісах не значыўся» по роману Бориса Васильева и «Сотнікаў» по повести Василя Быкова Брестского театра кукол. Сегодня в программе — «Пайсці і не вярнуцца» Гомельского областного драматического театра по Василю Быкову. Далее эстафету подхватит Белорусский государственный академический театр юного зрителя с музыкальной постановкой Татьяны Самбук «Альпы. Сорак першы» по повести Быкова «Альпійская балада».

6 мая свою театральную версию этого произведения представит Республиканский театр белорусской драматургии и покажет спектакль Светланы Науменко «Альпійская балада». Постановка может похвастаться наградами: «Лучшая мужская роль второго плана» — Владислав Виленчиц (за роль Гефтлинга) на VIII Национальном фестивале драмы имени В. И. Дунина-Марцинкевича в Бобруйске. Также она стала победителем в номинации «Лучший спектакль» республиканского конкурса на лучший культурный проект патриотической тематики 2022 года. 

В особый день 22 июня, когда началась Великая Отечественная война, спектакль покажут в Москве на сцене Делового и культурного комплекса посольства Беларуси в России.
— Прежде всего мы обращаемся к молодой публике, — говорит режиссер Светлана Науменко. — Людям старшего поколения не надо объяснять, что такое война… Для этого в спектакле присутствуют документальная военная хроника и фотографии тех лет, чтобы юный зритель на физиологическом уровне ощутил всю ненормальность машины концлагеря, уничтожающей человека, все ужасы и зверства фашизма. Мы показывали спектакль на сцене Лицея БГУ, проводим специальные студенческие просмотры, после которых происходит заинтересованное обсуждение… У нас играют совсем молодые актеры. Александру Никоненко было 24 года на момент репетиций, он сам только отслужил в армии. Для роли Ивана это принципиально. Иван в четвертый раз решается на побег, только чтобы не испытывать унижения! Сколько внутренней силы в этом человеке! Юлию Лазовскую нашли на третьем курсе академии искусств. Ее внутренняя собранность идеально подошла для роли Джулии.

По мнению Светланы Науменко, в фестивале «Перамога» важен не столько соревновательный момент, сколько анализ военной темы на подмостках.

pepel@sb.by






Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter