В Союзном государстве будет единая транспортная система

Порт союзного значения

Транспорт наряду с другими отраслями белорусской экономики принял на себя серьезные вызовы. Необходимо было провести структурную трансформацию и перестройку логистических цепочек и минимизировать ущерб от западных санкций. Из традиционных прибалтийских портов пришлось уйти. Рига, Вильнюс и Таллин теперь из-за недальновидных решений подсчитывают многомиллионные убытки. 

В 2022 году Беларусь перевалила через порты РФ 6,1 млн тонн грузов, а по итогам 8 месяцев нынешнего — больше 8,5 млн тонн.
РИА НОВОСТИ

Что же касается новых логистических маршрутов для белорусских грузов, то, как говорится, друг познается в беде. Президенты Беларуси и России договорились об использовании российских мощностей для перевалки белорусских калийных удобрений, нефтепродуктов и иных важнейших экспортных позиций Беларуси. На правительственном уровне были оперативно подписаны соответствующие соглашения. Эксперты отмечают, что документы создали беспрецедентную нормативную базу для работы белорусских экспортеров с третьими странами через логистические пункты России. И уже в 2022 году в рамках профильного межправительственного соглашения отгружено 3,5 млн тонн белорусских нефтепродуктов, перевезено почти 3 млн тонн белорусских калийных удобрений — по железной дороге в Китай и через российские морские порты в Новороссийске, Астраханской области, Ейске и Усть-Луге. А в целом Беларусь сегодня использует 20 российских портов для перевалки грузов, сообщил министр транспорта и коммуникаций Алексей Ляхнович:

— Фактически вручную мы управляли этими процессами, договаривались с Россией, и были подписаны два очень серьезных документа. Если в прошлом году мы перевалили через порты РФ около 6,1 млн тонн, то по итогам восьми месяцев этого года видим статистику больше 8,5 млн тонн. Сегодня мы работаем через 20 портов Российской Федерации. Наиболее востребованные — порты Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Там переваливается около 80 процентов всех грузов.

Отметим, эти порты превалируют по объемам и имеют преимущество по тарифам, потому что, во-первых, расстояние по железной дороге очень короткое, во-вторых, по отдельным видам грузов Беларусь получила скидку на Балтику. Сейчас идет активная проработка использования портовой инфраструктуры Мурманска. Там логистика с учетом расстояния, безусловно, дороже, поэтому изучается железнодорожный тариф.

Что касается тарифов в целом, то именно железная дорога занимает большую часть в этой логистике — около 60 процентов. Но влияет и стоимость перевалки в порту. И понятно, что груз поставляется туда, где дешевле. Предметно вопросы тарифов обсуждаются на совместной белорусско-российской комиссии. Уже в этом году Беларусь получила скидки от 10 до 40 процентов в зависимости от направления. В том числе по отдельным видам грузов на большой порт Санкт-Петербурга и самую значительную скидку на порты Астрахани и сухопутный маршрут Север — Юг в сторону Каспийского моря.

В этом году Правительство Беларуси планирует обеспечить перевалку 17 — 18 млн тонн грузов через порты Российской Федерации. Наибольший грузопоток пока фиксируется в порты Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Задача — наращивать активность и в направлении портов Мурманска, юга России и Дальнего Востока. Об этом неоднократно заявлял Президент Беларуси Александр Лукашенко во время совещаний с членами Правительства.

Результаты начатой в апреле прошлого года работы по организации перевалки белорусского калия через морские порты северо-запада и юга России сегодня позволяют располагать портовыми мощностями для перевалки примерно 1 млн тонн продукции в месяц, или 12 млн тонн в год. Белорусской стороне удалось добиться экономически эффективных условий перевалки в терминалах портов Санкт-Петербурга. В первом полугодии текущего года через эти порты отгружено 2,7 млн тонн калийных удобрений.
Кстати, Россия готова предоставить Беларуси доступ к еще одному порту в Ленинградской области.
Об этом в начале месяца сообщил Президент Беларуси во время совещания по вопросам экспорта белорусских товаров. При этом он отметил, что узкое место — железнодорожные поставки. Поэтому планируется реализация крупного проекта по возведению железнодорожной ветки из Беларуси в Санкт-Петербург. Этот проект будет обсуждаться президентами двух стран в Бишкеке во время встречи лидеров стран СНГ.

В последнее время активно обсуждается вопрос строительства собственного белорусского портового терминала в России. Важно, чтобы проект быстро окупился. Максимум за семь лет. Но тут должны сложиться воедино много факторов. Эксперты отмечают: наличие собственной портовой инфраструктуры позволит самостоятельно осуществлять ценовое регулирование и повышать конкурентность белорусской продукции на мировых рынках.

В ТЕМУ

Член Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Денис Карась:

— Просто произвести товарную продукцию — это половина дела. Надо ее еще реализовать как можно быстрее и выгоднее. И одна из составляющих в ценообразовании — логистика. Как известно, время — деньги. Поэтому создание единой транспортной системы Союзного государства будет способствовать углублению экономической интеграции России и Беларуси, что обеспечит их стабильное развитие, повысит эффективность торговли и экономическую устойчивость двух стран даже в условиях незаконных западных санкций. Создание единой транспортной системы входит в 28 интеграционных программ Союзного государства. Беларусь эффективно использует российскую логистическую инфраструктуру и новые транспортные коридоры в своей внешней торговле. Это позволяет увеличивать доходы от внешнеторговых операций. Положительный эффект приносит использование российской портовой инфраструктуры.

sichevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter