О безопасности на дорогах

Понуждение к правильному поведению

Недавно наблюдала такую картину. Солидный мужик в костюме передвинул бордюры–полусферы, которые закрывали проезд к домам мимо детсада, затем уселся в машину — и во дворы. Нет, таких объяснениями и уговорами не исправишь. А вы говорите культура вождения... Прививать ее, бесспорно, нужно, но как? Мнения на этот счет разные. Одни ратуют за ужесточение и без того, на мой взгляд, достаточных мер. Другие, как всегда, готовы всех понять и простить. Лично я все больше убеждаюсь вот в чем: некоторых граждан необходимо принуждать к правильному поведению на дороге. Не штрафами. Надо создавать для водителей и пешеходов такие условия, в которых нарушать было бы просто невозможно.


Это как с воспитанием ребенка: в какую среду его поместить, таким он и вырастет. Есть тут, конечно, и кивок на генетику... Так и с водителями порой не без этого. «Забором ты от них, что ли, отгораживаться станешь?» — кольнула меня коллега. А хотя бы и забором, если надо. В общем–то так и поступила, к примеру, минская Госавтоинспекция на улице Яна Чечота, 20, аккурат возле 25–й школы. Дело в том, что она находится возле дворового проезда, где водители разгонялись чуть ли не до 90 километров в час, хотя в жилой зоне 20 — это максимум. Сначала госавтоинспектора района установили там искусственные неровности, чтобы поубавить пыл у гонщиков. Затем настояли на ограждении вдоль проезда, чтобы дети шли только по переходу и были спокойны родители, а заодно и водители не бросали возле школы машины. Теперь вот очередное нужное новшество — монтируется единственный в городе (и, если не ошибаюсь, второй в стране) уникальный пешеходный переход. Особенность в том, что при подходе к зебре на ней срабатывают датчики и на асфальте загораются своеобразные фонари. И подействовало. Кстати, разработчики этой штуковины явно неплохо разбираются еще и в детской психологии. Новинкой ребятишки будут пользоваться (малыши так точно) уже из одного только любопытства. А со временем, если убрать все эти «обереги», одни, возможно, по привычке станут переходить дорогу, где надо, другие — не особо давить на газ.


В республиканской ГАИ подобные новации, конечно, поддерживают — лишь бы во благо. То в одной области, то в другой появляются любопытные решения, казалось бы, безнадежных проблем. Мы все привыкли любоваться широтой наших улиц и проспектов, однако в последнее время их все чаще заужают (где–то с помощью островков безопасности, где–то здесь за счет дорожных мини–колец и прочих инженерных решений), успокаивая поток движения. С одной стороны — прекрасно, нечего носиться там, где нельзя. Тем более что такой подход давно уже признан эффективным во многих европейских странах. Даже в тех, где и без того улочки узкие, и ведь разъезжаются же как–то. Что мешает, простите, разъехаться и нам? Помните прошлогодний случай, когда в Минске на бульваре Шевченко автомобиль насмерть сбил школьника? Трагедии могло не быть, если бы не припаркованные вплотную к пешеходному переходу машины, из–за которых и ребенок, и водитель не сразу увидели друг друга. И ведь потом, даже после несчастья, автомобилисты продолжали оставлять там свой транспорт. По крайней мере, до тех пор, пока Госавтоинспекция не настояла на решительных мерах. Недавно возле каждой зебры на Шевченко установили островок безопасности. «И вы знаете, на бульваре машин уже нет — как минимум метрах в 10 до переходов», — говорят в госавтоинспекции Центрального района Минска. Теперь ждем очередного шага — сужения на зебре проезжей части либо у перекрестков, о чем в ГАИ города шла речь в апреле этого года. Однозначно это помогло бы решить сразу три проблемы: укротить несущийся поток, обойтись без «спящих полицейских», дать водителям возможность парковаться у обочины без риска стать помехой видимости. Кстати, сужение на переходах уже применяется на пересечении минских улиц Орловской и Карастояновой. Ведутся работы по сужению проезжей части на улицах Одинцова, Голубева, проспекте Газеты «Звязда».


Но меня вот что волнует. Машин в городах становится все больше, движение интенсивнее, и коль мы повально примемся успокаивать поток, не застрянем ли в пробках? Кроме того, водителю придется быстро ориентироваться и моментом перестраиваться из полосы в полосу, чтобы успеть нырнуть в зауженный коридор. Инженеры дорожных служб успокаивают: подобные решения на пропускную способность не влияют, и это проверено. Что ж, не могу не верить экспертам, которые занимаются вопросами безопасности не один год. Лишь бы их идеи не споткнулись о денежный вопрос. Не та это область, где можно экономить.

gladkaya@sb.by

Советская Белоруссия № 214 (24844). Четверг, 5 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter