Польский тупик

Общество наших западных соседей расколото идеологически, а привычные методы консолидации, основанные на шовинизме, работают все хуже

Сувалки. Этот небольшой польский городок никогда не пользовался такой известностью. Даже в бытность губернским центром Российской империи. Сейчас же его название мелькает в новостных сообщениях едва ли не меньше, чем населенные пункты в зоне СВО. Он стал частью большой политической игры, которая разворачивается как в самой Польше, так и вокруг нее.
­
Президент Беларуси Александр ­Лукашенко:

— С ума сходят наши западные соседи. Только не знаю, зачем им это надо. Жили мирно, спокойно, никто не напрягал друг друга. К власти пришли бешеные люди, иначе не назовешь, и все пошло‑полетело. Но осознание уже приходит. Поляки не дураки, там народ похож на нас, они взяли в оборот нынешнее руководство и вот перед выборами уже начали пошевеливаться… Мы в их проблемы не лезем, мы хотим, чтобы у нас были нормальные отношения: белорусы, поляки, литовцы — мы всегда жили заодно.

В ходе рабочей поездки в Каменецкий район Брестской области, 1 августа 2023 года.

Махровый шовинизм

Для того чтобы понять многое из происходящего у наших западных соседей, нужно запомнить две цифры: 15 октября и 33 процента. Первая — это дата парламентских выборов, назначенных недавно президентом Анджеем Дудой. Вторая — рейтинг правящей партии «Право и справедливость». И показатель, нужно сказать, совсем невпечатляющий, учитывая, что либеральная «Гражданская платформа» отстает всего на один пункт. Это еще не все неприятности правых консерваторов. На третьем месте идет «Конфедерация свободы и независимости». Вроде бы она набирает немного (8 процентов), однако вся штука в том, что это коалиция консервативных и националистических сил. То есть «Конфедерация» играет на том же идеологическом поле, что и «ПиС», отбирая часть голосов потенциального электората.
Вот потому‑то правящая группировка Дуды — Моравецкого — Качиньского буквально из кожи вон лезет, чтобы не допустить оттока своих сторонников, а, наоборот, добиться их максимального сплочения вокруг самого махрового шовинизма.
Так, в этом году громко и пышно, как никогда ранее, отмечался День Войска Польского, который установлен 15 августа в память о так называемом чуде на Висле — победе армий Пилсудского над Западным фронтом Красной армии под командованием Тухачевского.

Эту же цель преследует и раскручиваемый не только польской, но и литовской, да и всей западной пропагандой тезис о Сувалкском коридоре. Это узкий промежуток между границами Республики Беларусь и Калининградской областью России. Он по суше соединяет территории Польши и Литвы, а значит, и стран Прибалтики.
По мнению стратегов НАТО, в случае военного столкновения Сувалкский коридор станет ахиллесовой пятой Североатлантического альянса. Вот только подобный сценарий практически никак не отрабатывается в самом Союзном государстве, зато уже не первый год используется как повод для наращивания сил НАТО на наших рубежах.

Для тех, кто не понимает шуток...

Нужно сказать, что в Беларуси научились умело играть на внутрипольских сюжетах. В том числе использовать тему размещения ЧВК «Вагнер» на территории нашей страны. Так, недавние откровенно ироничные замечания Александра ­Лукашенко о возможной «экскурсии» вагнеровцев под Варшаву и Жешув стали новостью номер один в тамошней прессе. Затем ­Президент Беларуси после некоторой паузы пояснил самым непонятливым, что это была шутка. И это тоже произвело оглушительный информационный эффект. Для чего нужны подобные действия?
Они позволяют, не затрачивая практически никаких средств, влиять на польское общественное мнение, вынуждать варшавских правителей предпринимать ненужные и затратные усилия вроде размещения дополнительных войск в Сувалкском коридоре, который никому не нужен.
Скажем, в польской прессе и социальных сетях серьезной критике и даже осмеянию подвергся премьер‑министр Моравецкий, который объявил настоящую военную тревогу по поводу «ста вагнеровцев», якобы появившихся где‑то под Гродно.

В этих условиях многие прогнозируют дальнейшее падение доверия к правящей партии. Там решили мобилизовать все ресурсы, чтобы удержаться у власти. В конце июня в правительство на пост вице‑премьера вернули лидера «ПиС» Ярослава Качиньского. Этот шаг должен понравиться наиболее упертым сторонникам правых консерваторов. Однако их голосов явно недостаточно. Тогда политтехнологи «ПиС» придумали провести одновременно с выборами еще и референдум. И организовать его по очень хитрому сценарию.

У избирателей спросят, одобряют ли они приватизацию государственных предприятий, повышение пенсионного возраста, прием иммигрантов в рамках механизма переселения ЕС и снятие барьера на границе Польши с Беларусью.
Сами вопросы лишний раз подчеркивают идеологию правящей партии. К тому же инициаторы референдума призывают ответить по всем пунктам «нет», и сама психологическая коннотация такого ответа предполагает использование в интересах «ПиС» даже протестного потенциала.

Звездно-полосатый фактор «демократии»

Но и либералы не сдаются. Дональд Туск, лидер «Гражданской платформы», делает ставку на уличные протесты. Первую крупную массовую демонстрацию он организовал 4 июня. Тогда она была направлена против «политики ненависти», проводимой правительством. Теперь Туск призывает выйти 1 октября на «марш миллиона сердец». Главный польский либерал заявляет: «Мы подарим не только надежду, но и полную веру в победу. Мы отстраним этих людей от власти. У всех без исключения есть серьезная причина противостоять злу, потому что это чистое зло».

Таким образом, он явно хочет повторить успех осени 2020 года. Тогда уличные протесты, вызванные ужесточением закона об абортах, едва не снесли правительство «ПиС». Выступления были подавлены, в том числе при помощи чрезвычайной жестокости полиции, которая не церемонилась с протестующими.
Кто‑то может сказать, мол, ну и что тут такого? Подлинная демократия в действии. Как бы не так! Во всей внутрипольской борьбе явственно присутствует американский фактор. Именно к США апеллируют политики из разных лагерей, прекрасно понимая, что собственных средств для осуществления заявленных амбициозных планов попросту нет.
Польша стоит в шаге от полномасштабного втягивания в войну в Украине. И такой сценарий может быть вполне выгоден Вашингтону в случае дальнейших неудач режима Зеленского. А вот будет ли задействована пресловутая 5-я статья Вашингтонского договора о создании НАТО — большой вопрос. Напомним: она предполагает принцип коллективный обороны. В Польше все чаще звучат опасения по поводу возможного одиночества перед лицом открытого вооруженного столкновения с Союзным государством. Но пока эти здравые голоса заглушаются бравурной шовинистической риторикой.
Польша очутилась в очень сложном положении, причем как политическом, так и военном и экономическом. Недальновидная политика грозит ей реальной войной, дальнейшие односторонние санкции приведут к удару и по собственным интересам, благосостоянию обычных граждан.
Польское общество расколото идеологически, а привычные методы консолидации, основанные на шовинизме, работают все хуже. Страна вступает в один из самых трудных периодов своей истории за последние 30 с лишним лет. И пока на польском политическом горизонте не видно лидеров, которые смогли бы вывести ее из тупика.

Вадим ГИГИН, кандидат исторических наук.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter