Политический мастер–класс

Есть нечто символическое в том, что под занавес уходящего года в России практически определились с кандидатами в президенты, которые пойдут на выборы в 2018–м. Таким образом, российский политический класс попрощался с 2017 годом, оставив позади не только столетие революции, но и ее идеи. Подбор кандидатов в президенты показывает, что и власть, и общество выучили урок 1917 года. И вот впервые КПРФ выдвинула кандидатом в президенты не своего многолетнего лидера Геннадия Зюганова, а директора совхоза Павла Грудинина, занимающегося выращиванием клубники. Еще один типичный левак, Алексей Навальный, который недалеко ушел от большевиков в своем стремлении революционным образом сменить власть в России, дальше ЦИК не прошел.

А вот главная новость. Вчера инициативная группа в составе почти 600 человек официально объявила о выдвижении действующего Президента России на выборы в 2018 году.

На прошлых выборах в 2012 году Путин выдвигался от партии «Единая Россия», так что его возврат к самовыдвижению начала нулевых как минимум свидетельствует об отрыве национального лидера от партийно–чиновничьей бюрократии.

Что ж, эта тенденция вполне соответствует западной, где произошел слом традиционной правящей двухпартийной системы, и во власть приходят не связанные с партийной элитой политики, как Макрон или Трамп. Или новые партии, о которых никто ранее не слышал, типа немецкой «Альтернативы» или чешского политического движения «Акция недовольных граждан».

Впрочем, что касается новых партий в России, то здесь несколько сложнее. В качестве кандидатов в президенты ЦИК в понедельник утвердил бизнес–омбудсмена Бориса Титова («Партия роста»), Григория Явлинского («Яблоко») и председателя партии «Коммунисты России» Максима Сурайкина. Всего ЦИК получил заявки от 18 партий. Даже телеведущая Ксения Собчак выдвинута кандидатом в президенты России от партии «Гражданская инициатива», созданной бывшим министром экономики России Андреем Нечаевым. Кстати, вчера Центризбирком выдал разрешение Ксении Собчак на открытие специального счета для формирования избирательного фонда, одобрив таким образом ее участие в президентских выборах.

Системные политики скорее стремятся дополнить существующую политическую повестку, нежели сломать ее. Ну, а несистемные дальше собственных инициативных групп не прошли. Так, ЦИК отказал Алексею Навальному в регистрации инициативной группы по его выдвижению кандидатом в президенты, поскольку он осужден за тяжкое преступление и имеет непогашенную судимость.

Да, этот политик, по признанию многих, продемонстрировал невероятную технологичность своей политической карьеры. Сбор денег, свой YouTube–канал, превращение в медийный факт любого собственного телодвижения... Даже на поход в ЦИК он пригласил съемочную группу, хотя отказ в регистрации из–за судимости был предрешен. Как говорится, эту энергию да в доброе русло!.. Увы, при всех своих супертехнологичных наворотах Навальный с лозунгами прошлого века «отнять, поделить, осудить» безнадежно устарел.

На том же заседании ЦИК отказал в регистрации инициативной группы журналисту Олегу Лурье, который тоже имеет судимость по тяжкой статье. Впрочем, еще одному кандидату с криминальным прошлым Сергею Полонскому Центризбирком все–таки дал возможность прийти позже, исправив ошибки в документах.

Вряд ли стоит искать в этих отказах большой политический смысл. Сколько бы ни говорили о том, что власть контролирует государственные институты, федеральные медиа и саму оппозицию, но опасными для нее являются не отдельные индивидуумы, а выходящие из–под контроля главные темы. Сейчас, в декабре 2017 года, такой негативной мобилизующей темы у выборов нет.

romanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter