О законе о конкуренции в ЕЭП

Полезная модель

О законе о конкуренции в ЕЭП

Абсолютно свободное перемещение товаров и услуг, капитала и рабочей силы. Такой территорией мыслится будущий Евразийский экономический союз. Хотя таможенных границ между нашими государствами нет, называть ЕЭП безбарьерной средой все еще рано. Когда изъятий и ограничений между партнерами не станет вовсе, ощутимо обострится внутренняя конкуренция. И без единых подходов к ее защите, без общей антимонопольной политики эти «четыре свободы» могут остаться декларативными.


В ЕЭП сейчас готовится модельный закон о конкуренции. Каким ему быть, недавно обсуждали на международном «круглом столе» в Бресте. Времени на доработку документа не так уж и много. Как рассказал министр по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Нурлан Алдабергенов, проект закона может быть рассмотрен президентами трех стран уже в октябре. Это первый подобный документ. Своего рода ориентир, глядя на который и Беларусь, и Казахстан, и Россия смогут трансформировать свое законодательство. А уже затем можно будет разработать и акт прямого действия — Антимонопольный кодекс. Единый и обязательный для всех.


Нельзя сказать, что какая–то из стран заметно отстает от остальных в регулировании рыночных отношений. Но, во–первых, надо привести к общему знаменателю санкции за нарушения. В России, например, нечестного игрока могут дисквалифицировать. Да, прямо как в спорте. Лишить права руководить компанией. При этом он ведь не теряет возможности зарегистрировать бизнес в Беларуси или Казахстане, где такая мера не применяется. И продолжит поерзывать на своем монопольном кресле. От таких «перебежчиков» можно защититься, только гармонизируя правила игры. Кроме того, ожидается, что со следующего года заработает единая система электронных аукционов при государственных закупках в ЕЭП. Общая площадка. Свободное участие всех желающих поставщиков независимо от того, в каком из государств «тройки» они работают. Если особо ушлые продавцы отыщут законодательную разницу и попробуют на ней сыграть?


Это все теория. Но в том, что единое законодательство необходимо, убеждает и исследование, которое презентовал министр ЕЭК. Некоторые результаты подталкивают к нехорошим выводам. Например, российские производители поставляют в Беларусь апатитовый концентрат — сырье для химической промышленности — по цене, почти в три раза превышающей внутрироссийскую. Несмотря на подписанное соглашение. А 25–килограммовый мешок белорусского цемента, едва попадает на территорию Смоленской области, становится дешевле на 7 — 10 тысяч наших рублей. Демпинг? Г–н Алдабергенов прямо отвечать не стал, но пообещал, что обе ситуации будут анализировать специальные рабочие группы. А вообще, гармонизация ценообразования в ЕЭП со временем должна коснуться железнодорожных и авиаперевозок, услуг роуминга. Рынка грузовых авто и сельхозтехники.


Кто будет следить за тем, чтобы предприниматели не злоупотребляли положением, а чиновники сильно не увлекались протекционизмом на 170–миллионном рынке? Пока с недобросовестной конкуренцией в пределах каждого государства продолжат бороться национальные органы. А на трансграничных рынках — Евразийская экономическая комиссия. С этой нормой — как, в принципе, и с остальными — представители белорусского бизнес–сообщества, которых пригласили выступить, в целом согласны. Но они отмечают: российская федеральная антимонопольная служба и казахстанское агентство по защите конкуренции — это состоявшиеся самостоятельные органы с достаточно большой численностью сотрудников. А как у нас? «Департамент ценовой политики Минэкономики присутствует в зале почти в полном составе!» — эмоционально отреагировал председатель Белорусской научно–промышленной ассоциации Александр Швец. И в общем–то несильно ошибся...


Советская Белоруссия №186 (24323). Четверг, 3 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter