Обзор книжных новинок недели

Поиски одиночества

Книжный навигатор
Елена Попова. Три дамы в поисках любви и смерти. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2014.


Пьесы Елены Поповой давно уже ставятся в театрах всего мира. Ее динамичная, метафоричная, грустно–мудрая проза популярна и высоко оценена в Беларуси и России. Самый, пожалуй, известный текст тома — «Большое путешествие Малышки». Этакий фантасмагорический театральный роман. Главная героиня, актриса театра, меняющегося вместе с эпохой, умирающего, воскресающего, деградирующего, хранит в сердце верность некоему идеальному Театру... Ну почти как Нина Заречная. Возможно, благодаря таким «чайкам» театр как таковой все же выживает — даже если храм искусства кощунственно превращают в место торговли, фабрику идеологических агиток или место низменных развлечений. А вот в повести «Три дамы в поисках любви и смерти» идеальных героинь нет. Три одинокие женщины среднего возраста, считающие, что жизнь их обидела, едут развлекаться за город и попадают в странное кафе... Просмотр ошибок прошлого для каждой дамы — крестовой, бубновой и червонной — начинается за дверью туалета, а вот осознать, что в своих несчастьях каждая стервочка виновата сама, увы, доступно не каждой. Одно из последних произведений Елены Поповой — роман «Этот сладкий голос сирены» уже не о сугубо женских судьбах, но о судьбах эпохи. Здешний Воланд является в развращенный нагрянувшим капитализмом город, переплыв пограничную реку вместе со стадом коров. Он соблазняет бывших одноклассников и всех–всех–всех, подобно сирене, деньгами и возможностью легкой наживы. Что сегодня лучше воплотит зло, чем липовый банк и финансовая пирамида! Причем это зло, похоже, непобедимо. Текст наводит на простые старые истины, типа дармовые деньги счастья не принесут, от сумы да от тюрьмы не зарекайся. Ну и добро встречается еще в очерствевших душах, что даже Воланд признавал.


Кобо Абэ. Сожженная карта. Человек–ящик. Санкт–Петербург, Амфора, 2014.


Один из самых крупных писателей мира по определению не может писать недостойные внимания произведения. И уж, конечно, они не однослойны, даже когда можешь вычленить понятный сюжет — а Кобо Абэ всегда находит увлекательные, «кинематографические» коллизии. Роман «Сожженная карта» на первый взгляд напоминает типичный детектив. Сотрудника частного сыскного бюро, человека не очень удачливого и одинокого, посылают на расследование. Дама просит найти пропавшего мужа. Агент вскоре понимает, что клиентка находится под влиянием брата, таинственной и темной персоны... Может, это он замешан в исчезновении родственника? А может, у исчезнувшего были причины скрыться? Сюжет все более тонет в фантасмагории и рефлексиях героя. Его неудержимо тянет к клиентке — но мы так и не рассмотрим ее лица, не узнаем, как ее зовут, она Женщина вообще — подобно героине романа «Женщина в песках», воплощает влечение и гибель одновременно. Роман «Человек–ящик» как бы о бомжах. О бытии человека, тело и психика которого деформируются в жестокой среде бродяжничества... Но, возможно, это всего лишь философский эксперимент? Попытка укрыться от окружающего мира, превратив себя в этакого моллюска, вросшего в свой домик — картонный ящик. История человека–ящика перемежается рассказами о людях, совершающих постыдные и глупые поступки, чью жизнь ломает осуждение общества... Роман все о том же — об одиночестве в толпе и невозможности сбывшейся любви.


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.

Советская Белоруссия №189 (24570). Пятница, 3 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter