Чем запомнились биатлонные чемпионаты мира в "Раубичах"?

По следам на снегу

В среду в Минске стартует чемпионат мира по биатлону. Юниорский, но статус этот лишь немногим принижает значимость события. И дело не только в том, что участники и победители предыдущих подобных стартов сегодня вовсю готовятся к полновесному, взрослому чемпионату мира в Контиолахти. Но и в том, что нынешний чемпионат мира — своего рода экзамен на состоятельность для белорусского спорткомплекса и его работников. Сейчас вовсю обсуждается вероятность проведения на здешних склонах биатлонных турниров самого высокого ранга. Однако нынешний экзамен — далеко не первый и уж точно не самый сложный из тех, которые уже приходилось сдавать «Раубичам», неоднократно принимавшим всю элиту мирового биатлона. О тех турнирах мы вспоминаем сегодня вместе с занимавшим должность начальника отдела Госкомспорта по зимним видам спорта заслуженным тренером Беларуси Анатолием Пастуховым.

1974 год. Самый первый

До «Раубичей» чемпионатов мира по биатлону Советский Союз не принимал. Никаких. И уже это обстоятельство навсегда вписывает чемпионат 1974 года в историю. Для спорткомплекса под Минском турнир этот и вовсе стал судьбоносным: по большому счету, именно для его проведения и были построены «Раубичи».



Решение, что «за большие спортивные заслуги» СССР нужно доверить проведение чемпионата мира по биатлону, было принято в Финляндии в 1971 году на конгрессе тогда еще совместной федерации UIPMB, включавшей в себя биатлон и современное пятиборье. Находясь под впечатлением побед Александра Тихонова и сборной СССР на чемпионате мира в шведском Эстерсунде, участники конгресса практически единогласно одобрили советскую прописку турнира. Поставив тем самым руководство страны перед неожиданной проблемой. Несмотря на то что в Союзе было немало хороших зимних комплексов, выбор оказался невелик. Лететь за Урал — долго и дорого. Те, что находились в европейской части страны, располагались в закрытых городах, куда пускать иностранных туристов было категорически нельзя. Оставался Ленинград, но благодаря активности Виктора Ливенцева и Петра Машерова чемпионат решили провести в Минске, не смутившись даже тем, что менее чем за два года до проведения соревнований на месте нынешних трасс, трамплинов и гостиниц шумели сосны.


Студенты на строительстве комплекса в Раубичах. 1973 г.

— Аврал был жуткий. Под ружье были подняты все службы и спортивные организации. Когда мы с проектировщиками впервые приехали на место строительства комплекса, там паслись коровы, а из спортивных сооружений была лишь самодельная полулегальная трасса, которую на месте нынешней первой гостиницы прямо между деревьями размечали для себя горнолыжники. Вот и представляйте масштаб работ...

Неизменным с тех пор осталось разве что стрельбище. Размещенное так, чтобы утреннее солнце светило в спины приходящим на огневой рубеж спортсменам, оно и по сей день является сердцем спорткомплекса, потеряв разве что боковые трибуны. Что же касается трассы, то в своем первоначальном, размеченном еще Анатолием Пастуховым виде она, прежде чем уйти в лес, карабкалась наверх к трамплинам, делала большую петлю на месте нынешней автостоянки и через деревянный мостик вливалась в современный круг.


Анатолий Пастухов. Фото Виталия Пивоварчика.
— С мостиком этим, к слову, был ряд трудностей. Например, с тем, как задержать на нем снег и создать достаточную для проведения гонок «подушку». Это на нынешних бетонных конструкциях проблем с укладкой трассы нет. Тогда же проблему решили так: на дощатый настил набивали деревянные планки и получившиеся «карманы» плотно утрамбовывали снегом. В результате перепада на стыке с основной трассой практически не ощущалось.

В строительстве трассы наряду с рабочими принимали участие солдаты и студенты института физкультуры. Тем не менее завершить работы до спортивного дебюта комплекса не удалось.

— Первые спортсмены на трассе спорткомплекса «Раубичи» появились в декабре 1973 года. Здесь проводили официальный отбор в сборную СССР к будущему чемпионату мира. Приехала вся элита, однако условия, в которых пришлось выступать, были весьма далеки от идеальных. В спорткомплексе не было ни подъездов, ни гостиниц. Даже флаг СССР во время церемонии открытия соревнований поднимали на строительном кране. Вокруг слякоть, грязь...

Вопреки всем трудностям, стройку завершили вовремя. Однако это не гарантировало отсутствие проблем при организации исторического старта. Денег на организацию не жалели, но никакие суммы не могли гарантировать лояльность природы.

— Установка была простая: сделать чемпионат запоминающимся! Так и вышло: организовали все с помпой. Церемонию открытия проводили во Дворце спорта: очень масштабное и красочное получилось шоу по тем временам! Но со снегом были большие проблемы. Начавшиеся оттепели съели практически весь снег на трассах. Вовремя подключившиеся военные буквально наводнили лес и круглосуточно вручную сгребали весь оставшийся в чаще снег на трассы. Лес вымели начисто, но трассу сохранили.


Огневой рубеж спорткомплекса «Раубичи» был без особых удобств для спортсменов и зрителей.

Тогда повезло: ударившие перед самым началом чемпионата морозы не позволили растаять результатам тяжелой работы. Что, впрочем, не добавило настроения спортсменам: на первом домашнем чемпионате мира советские биатлонисты «на зубах» сумели вырвать лишь победу в эстафете. К слову, в компании Александра Тихонова, Александра Ушакова и Николая Круглова первую золотую медаль чемпионатов мира для белорусского биатлона тогда завоевал минчанин Юрий Колмаков. Открывавший же программу спринт (который биатлонисты бежали впервые в истории) обернулся неожиданным конфузом.

— В то время в биатлоне как раз происходил переход с деревянных лыж на пластиковые. Именно такие, современные лыжи нашим ребятам прислали из Москвы буквально накануне старта — в 8 утра! Готовить их никто, конечно, толком не умел, и поэтому вся мазь у Александра Тихонова сошла уже на первых километрах. Учитывая, что бежали тогда классическим ходом, финишировал он на одних руках — лыжи не держали совершенно. Тем не менее сумел занять пятое место.

1976 (юниорский), 1982 год. Самые лучшие

Покидая Минск в 1974 году, президент UIPMB швед Свен Тоффельд не скрывал восторга и обещал, что Минск еще не раз примет большой биатлон. Неудивительно: интерес к соревнованиям был таков, что, по рассказам Анатолия Пастухова, вереница привозивших болельщиков автобусов растянулась на несколько километров. Трибуны были забиты битком, вдоль самой трассы люди сидели даже на ветках деревьев, а биатлонные чиновники просили сделать для них снимки с вертолета, которые потом демонстрировали в Международном олимпийском комитете как доказательство растущей популярности биатлона. Кто знает, возможно, именно эти кадры впоследствии помогли биатлону стать самостоятельным видом спорта? А Свен Тоффельд свое слово сдержал. Уже через два года — в 1976–м — в «Раубичах» прошел чемпионат мира среди юниоров. Прошел куда менее шумно, но зато практически без накладок и запомнился разве что сенсационной победой, которую в индивидуальной гонке на 15 километров на домашней трассе одержал тогда белорус Николай Проволоцкий. На высшую ступень пьедестала на том чемпионате поднялся и еще один не чужой для белорусского биатлона человек — Клаус Зиберт. Мировая же элита вернулась в белорусский спорткомплекс в 1982 году.


В эстафетной гонке 4х5 км на ЧМ-1974 года победили советские биатлонисты Николай Круглов, Юрий Колмаков, Александр Ушаков и Александр Тихонов. 

— К тому времени «Раубичи» уже практически приобрели знакомый всем вид. Здесь появились ставшие своеобразной визитной карточкой комплекса трамплины, были устранены все недоделки первоначального аврала. Которых, к слову, оказалось куда меньше, чем можно было ожидать при таком темпе строительства. На местных склонах тренировались и лыжники, и двоеборцы, и биатлонисты со всего Союза. Да и подготовка соревнований далась нам гораздо легче: опыт проведения уже был наработан, да и с погодой в тот год повезло. Обошлись без экстрима: съехались, пробежали — даже рассказать нечего.


В те годы проблем со снегом в спорткомплексе «Раубичи» не было: участники соревнований кубка мира по биатлону на дистанции.

Почти идеальные условия тем не менее не помогли хозяевам трасс. Советская команда ограничилась бронзовыми наградами Владимира Аликина и эстафетной четверки. Зато организационный комитет чемпионата получил почетный золотой знак от Международной федерации за образцовое проведение турнира.

1990 год. Самый странный

Вспоминая последний в советской истории спорткомплекса чемпионат мира, Анатолий Пастухов лишь качает головой: «Это была катастрофа!»



— В тот год за несколько дней до старта соревнований мы даже поднимали в воздух вертолет. Летали над окрестностями и высматривали, где есть хоть немного снега. Увиденное передавали на землю и на место сразу отправлялись самосвалы. Впрочем, вариантов было немного. Более–менее приличные снежные пятна нашлись лишь на севере Витебской области и в деревне Дениски Логойского района. Из того, «логойского», снега мы и слепили всю трассу в «Раубичах». Возили самосвалами, грузили чуть ли не вручную. Работа была просто адская, было задействовано огромное количество людей, но к старту индивидуальных гонок, которыми в первый день открывалась программа чемпионата мира, трасса была готова.



В какой–то мере организаторам повезло, что расписание было составлено именно так. Два первых старта на собранной вручную трассе принесли советским спортсменам аж 5 медалей: пробиться на пьедестал удалось лишь немке Петре Шааф, завоевавшей «бронзу». А за следующий день, который после тяжелых «индивидуалок» традиционно был объявлен днем отдыха, от результатов труда тысяч военных и добровольцев из числа студентов института физкультуры не осталось и следа.

Спортивный комплекс в Раубичах был сдан 
в эксплуатацию в феврале 1974 года.

— Температура ночью поднималась до плюс 8 градусов. Туман стоял такой, что на подъезде к спорткомплексу мне пришлось выйти из машины и показывать водителю дорогу. Увиденное же на трассе не оставило никаких сомнений: даже обещание военных добавить любое количество рабочей силы не поможет провести в этой грязи еще хоть какие–нибудь соревнования.



Мужскую эстафету в результате было решено провести в финском Контиолахти, а спринтерские, командные гонки и женскую эстафету (также из–за погодных условий) пришлось добавлять к программе этапа Кубка мира в норвежском Холменколлене. Там на пьедестал в числе прочих взошла и Светлана Парамыгина, вместе с подругами выигравшая командную гонку у женщин, но так и не сумевшая стать чемпионкой мира на домашней трассе.

2015 год


Фото Владимира ШЛАПАКА

Свой пятый чемпионат мира «Раубичи» встречают в обновленном виде. Трассу здесь изменили уже давно. Продолжавшаяся почти два года реконструкция заметно облагородила порядком обветшавший за три десятилетия облик комплекса. Расширенная и обзаведшаяся освещением трасса, крытый тир, уютные вакс–кабины и домики для участников. Уйма других деталей, ставящих белорусский комплекс в один ряд с самыми яркими точками на биатлонной карте мира. Даже ставшую, похоже, традиционной для минских чемпионатов мира «снежную» проблему здесь сегодня решают куда более технологичными, нежели несколько тысяч солдатских рук с лопатами, методами. И заверяют: чемпионат состоится при любой погоде. И наверняка он не будет последним.

Лыжню!

Программа соревнований юниорского чемпионата мира по биатлону в Раубичах

17 февраля

9:00—11:30 Официальная тренировка, девушки+юниорки 

12:30—15:00 Официальная тренировка, юноши+юниоры 

18 февраля 

10:00 Индивидуальная гонка, девушки (10 км) 

13:30 Индивидуальная гонка, юноши (12,5 км) 

19 февраля 

10:00 Индивидуальная гонка, юниорки (12,5 км) 

13:30 Индивидуальная гонка, юниоры (15 км) 

20 февраля

10:00 Спринт, девушки (6 км) 

13:30 Спринт, юноши (7,5 км) 

21 февраля 

10:00 Спринт, юниорки (7,5 км) 

13:30 Спринт, юниоры (10 км) 

22 февраля 

10:00 Гонка преследования, девушки (7,5 км) 

11:00 Гонка преследования, юниорки (10 км) 

13:30 Гонка преследования, юноши (10 км) 

14:30 Гонка преследования, юниоры (12,5 км) 

23 февраля

10:00 Эстафета, девушки (3 х 6 км) 

13:30 Эстафета, юноши (3 х 7,5 км) 

24 февраля

10:00 Эстафета, юниорки (3 х 6 км) 

13:30 Эстафета, юниоры (4 х 7,5 км) 

komashko@sb.by

Советская Белоруссия № 30 (24660). Вторник, 17 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter