Минск внедряет автоматизированную систему оплаты проезда

Пассажир на видном месте

Во всем мире для общественного транспорта ищут идеальный алгоритм...

компостер, валидатор, проезд, оплатаВо всем мире для общественного транспорта ищут идеальный алгоритм. Как, с одной стороны, бороться с «зайцами», с другой — контролировать пассажиропоток, а значит, упразднять ненужные маршруты и вводить востребованные, а также постепенно избавиться от анахроничных бумажных проездных и талонов. Принцип «лучший контролер — совесть», увы, срабатывает слабо. У «зайцев» уловок целый арсенал: проездные подделывают, прокомпостированные талоны передают по цепочке или бросаются к компостеру лишь тогда, когда видят в дверях салона контролера. Потому многие страны сделали ставку на автоматизированную систему оплаты. У нас первым новацию на вооружение решил взять Минск. С 1 февраля проезд в трамваях в столице будет оплачиваться по–новому: начнут действовать электронные проездные. Их уже можно с середины месяца купить в специализированных киосках «Минсктранса». С осени устанавливают и электронные компостеры, а также валидаторы. Пассажиры трамваев уже компостируют талончики нового образца: достаточно вставить их в специальное отверстие — и сразу же отпечатается дата, время, вид транспорта, а также его номер и номер маршрута.


Что нужно знать об автоматизированной системе оплаты, корреспонденту «СБ» рассказал заместитель генерального директора КТУП «Минсктранс» Андрей Паплевка.


Что и где


Валидаторы решили расположить максимально удобно для пассажиров — возле каждой створки двери. Это значит, что в транспортном средстве с тремя входами установлено пять валидаторов. Поэтому никаких трудностей или заминок возникнуть не должно. Смарт–карта сработает даже через кошелек или сумочку, поэтому каждый раз доставать электронный билет не понадобится.


Привычный проездной остается в силе


Пока изменения коснутся только трамваев, остальной наземный транспорт подключится к системе в марте, когда везде смонтируют новое оборудование. Тогда и начнется повсеместная опытная эксплуатация электронной системы оплаты. Так что бумажные проездные на трамвай, совмещенные с любым другим видом транспорта, на следующий месяц останутся в прежнем виде. Смело предъявляйте их в случае необходимости.


Зачем нужен валидатор


Система разрабатывается и внедряется специально поэтапно, чтобы люди успели привыкнуть к новшествам. Несмотря на то, что электронные устройства принципиально отличаются от старых механических компостеров, изменения в тарифной политике сведены к минимуму. Иными словами, если раньше у вас был бумажный проездной, то теперь будет пластиковый, но по–прежнему на неограниченное количество поездок. Единственное отличие: мало иметь в кармане смарт–карту, ее нужно будет приложить к валидатору, чтобы подтвердить свое право проезда. Многих сейчас интересует: зачем же каждый раз проводить эту процедуру? «Дело в том, что есть единые правила работы, которые заложены при разработке системы. И чтобы не добавлять сумбура на этапе апробации, им нужно следовать, — объясняет суть новшества Андрей Анатольевич. — Валидация карты — основополагающий принцип. Покупая проездной, вы оплачиваете возможность поездки. А когда заходите в транспорт, нужно обязательно подтвердить право ее осуществить. Иначе она считается неоплаченной». Ведь следующая очень важная задача — ввести оплату проезда по факту. Сейчас идет разработка и согласование этого тарифного плана. Пока не определено, будет это плата за расстояние, остановку или зону. Ясно одно: прикладывать карту со временем нужно будет не только на входе, но и на выходе. Кстати, делать это нужно будет и «бесплатникам»: школьникам, инвалидам, участникам Великой Отечественной войны и другим льготникам. Им будут выдавать билеты с фотографией на основе смарт–карт.


Валидация нужна еще и для контроля пассажиропотока. «Таким образом мы получим информацию, чтобы потом эффективно и гибко корректировать расписание и количество транспорта на маршрутах, а также интервалы движения», — выделяет важный нюанс Андрей Паплевка. В том числе транспортники хотят облегчить проблему часа пик.


Возможны варианты


Среди плюсов электронного проездного — гибкий подход в выборе тарифов. В скором времени на него можно будет записать до шести разных тарифных планов. Например, месяц проезда на трамвае, 15 поездок на троллейбусе или просто разовые поездки на любом транспорте, включая метро.


Вместо кондукторов — ревизоры


Кондукторы еще какое–то время останутся в салонах, но в будущем их услуги не понадобятся. Кто–то перейдет в ревизоры. Однако соглашаются не все, оно и понятно: специфика работы немного другая. Кстати, процедура проверки проездных документов теперь тоже изменится. При входе в салон ревизор своей картой заблокирует все электронные устройства: ни прокомпостировать талон, ни валидировать проездной в это время не удастся. А у проверяющего с собой будет специальное устройство, которое считывает всю информацию со смарт–карты. Оно–то и покажет, была ли подтверждена оплата или пассажир едет фактически «зайцем». Резонный вопрос: как же пробить талон или приложить карту к валидатору, если ты вошел в транспорт вместе с ревизорами? Андрей Анатольевич успокаивает: «Конечно, в документах уже проработаны здесь изменения, но одно дело — сценарий, а другое — фактическая работа, поэтому нагнетать ситуацию никто не будет. Мы вместе с пассажирами учимся: вы — пользоваться, а мы — управлять этой системой».


Пополнять счет надо в киосках


Новые устройства весьма функциональны. С их помощью вы сможете не только оплатить поездку (а она считается зафиксированной после звукового, светового сигналов и индикации на бегущей строке), но и узнать свой баланс. Для этого нужно повторно приложить проездной к прибору: на дисплее появится дата окончания срока действия карты или количество оставшихся поездок. Никаких дополнительных кнопок на валидаторах не предусмотрено. Их специально решили не усложнять, сделав максимально надежными. Например, карточка никак не может сработать дважды — это защитит пассажиров от повторного снятия средств.


Кстати, новая смарт–карта более индивидуальна, нежели магнитный проездной в метро. Ее не нужно будет каждый раз обменивать, а лишь пополнять. Пока сделать это можно только в киосках «Минсктранса», позже появятся специальные устройства наподобие инфокиосков для самостоятельного пополнения счета. В перспективе на карту станет возможным зачислить средства через банк или платежные терминалы.


Советская Белоруссия №15 (24398). Суббота, 25 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter