В Могилевском районе пилотный проект: фельдшерам приплачивают за лечение больных туберкулезом

Палочку Коха взяли под присмотр

Как ни стараются медики, туберкулез не желает уходить в прошлое. Только в прошлом году в нашей стране эта болезнь унесла 541 жизнь... Причем палочка Коха проявляет чудеса изворотливости, породив новое явление — туберкулез с множественной лекарственной устойчивостью. А некоторых больных не могут вылечить все существующие на сей день лекарства. Одна из причин этого печального феномена: нежелание пациента понять, что принимать препараты от случая к случаю — значит запускать опаснейшую форму болезни. Есть во фтизиатрии и другая хроническая проблема: доходы медиков совсем невелики. Поэтому пилотный проект, недавно стартовавший в Могилевском районе, призван поспособствовать решению сразу двух проблем. Фельдшеры ФАПов берут под особый присмотр амбулаторных больных с активной формой туберкулеза и получают за это ощутимые надбавки к зарплате.

В Могилевском районе пилотный проект: фельдшерам приплачивают за лечение больных туберкулезом


...Нина Белочкина работает в ФАПе деревни Новоселки восьмой год. Обслуживает еще и Смоляков, станцию Вильчицы и поселок Губанов — всего 600 взрослых и 110 детишек. Приемы, вызовы — нагрузка немалая. Тем не менее Белочкина появилась в проекте одна из первых, вместе с двумя коллегами из Дашковки и Кадино взяв под присмотр 4 пациентов. Суть такова: шесть раз в неделю сельчане, больные активной формой туберкулеза, принимают лекарства под медицинским контролем. И пропускать прием препаратов нельзя ни под каким предлогом!


Сегодня в эксперименте участвуют уже 9 фельдшеров и 13 больных, причем двоих сельчан за это время удалось вылечить.


За прошлый месяц, когда пациентов у Нины Белочкиной было двое, она получила 540 тысяч рублей надбавки к скромной зарплате 3,5 миллиона рублей. Если больные сами приходят в ФАП принимать лекарства, то ежедневный бонус фельдшеру — 12 тысяч рублей за каждого. Если же кого–то пришлось посещать на дому — доплатят уже 45 тысяч. Чтобы выкроить деньги на доплаты, в областном противотуберкулезном диспансере сократили 5 дорогостоящих больничных коек...


Сейчас на попечении Нины Егоровны уже трое: 37–летний Сергей, работающий на частной лесопилке, пенсионерка Людмила и 30–летний Василий, только что выписавшийся из Могилевского областного противотуберкулезного диспансера. Все они, увы, выпивают. Однако фельдшер уверена:


— Люди эти не безнадежны — борются не только со своим недугом, но и с пагубной привычкой. Завязав, обустраивают дома, ставят новые окна, Сергей растит двоих детишек — сына и дочку... Под моим наблюдением лечатся те, кто может сорваться, перестать регулярно принимать лекарства.


Чем чревато такое легкомыслие, фельдшер знает не понаслышке. 30–летний сельчанин Денис лечение игнорировал и сгорел за 2 года. Незадолго до смерти одумался, просил Белочкину его спасти, соглашался на любые процедуры, да было поздно.


Казалось бы, другим наука. Однако и сейчас на Могилевщине есть пациенты, которые лечиться не желают. Наверное, не верят, что чахотка может быть фатальна. Ведь в легких нет нервных окончаний: даже «разваливаясь», они не болят, поэтому поначалу многие из заразившихся чувствуют себя вполне сносно...


Главный врач Могилевского областного противотуберкулезного диспансера Виктор Воробьев и заведующая диспансерным отделением Жанна Полехина выезжают в населенные пункты, где проводится эксперимент, не реже раза в месяц. Курировать, поддерживать приходится не только фельдшеров, у которых существенно увеличилась нагрузка, но и больных, проходящих длительный курс лечения. Всем приводят в пример одну старушку из Новоселок. Бабуля набралась терпения, добросовестно лечилась от туберкулеза и полностью от него избавилась, а умерла в 90 лет совсем по другой причине — от сердечной недостаточности.


Удивительное дело, но поощряют в борьбе с туберкулезом и самих пациентов. Дважды в месяц им выдают продуктовые пакеты стоимостью около 60 тысяч рублей каждый. Перечень продуктов постоянно меняется: растительное или сливочное масло, крупы, мясная тушенка или рыбные консервы, шоколад или йогурт. Для небогатых сельчан неплохое подспорье. Увы, не каждый «рассыпается в благодарностях». Воспринимают скорее как должное. Иной еще поинтересуется, положено ли за заботу о собственном здоровье денежное вознаграждение! Впрочем, убедившись, что к ним относятся с искренней заботой, больные становятся вежливее, приходят на прием исключительно трезвыми.


Вместе с руководством диспансера и фельдшером мы навещаем Василия К., самого молодого пациента. Его мама Людмила Викторовна сама в недоумении:


— Как сына угораздило заразиться? У нас в семье никто туберкулезом не болеет, наверное, подцепил от выпивающих друзей.


Да, было время, когда и Василий не придавал своему недугу значения, не соглашался лечиться. Но сейчас к фельдшеру ходит как часы. Он у Нины Белочкиной на хорошем счету. И Василий чуть не до слез растрогался, когда главный врач областного противотуберкулезного диспансера поздоровался с ним за руку: дескать, другие–то брезгуют. Виктор Воробьев уверен, что не надо сторониться таких людей:


— Это их травмирует. Ведь они не заразны, мы выписываем их из стационара только после тщательного обследования.


Можно смело утверждать, что эксперимент дал первые ощутимые результаты. В Могилевском районе по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выявлено на 8 случаев туберкулеза меньше. Экономия за счет закрытия больничных коек — около 99 млн. рублей. Часть денег пошла на закупку лекарств, часть — на надбавки фельдшерам. Но ведь это не самое главное. Мало–помалу деревенские жители привыкают думать о своем здоровье, становясь в противостоянии медицины и туберкулеза на сторону врачей. Стало быть, за ними будет и победа.

Компетентно


Геннадий Гуревич, директор РНПЦ пульмонологии и фтизиатрии, главный внештатный фтизиатр Минздрава:

— Лечение туберкулеза — сложный и длительный процесс. После выписки из стационара больному туберкулезом необходимо от 4 до 18 месяцев (в зависимости от степени лекарственной устойчивости возбудителя) принимать специальные лекарства под непосредственным контролем медиков. Иногда единовременно пациент должен получить от медицинского работника и принять более 20 таблеток достаточно токсичных препаратов. Любой, даже кратковременный перерыв в терапии приводит к увеличению степени лекарственной устойчивости возбудителя туберкулеза и к неудаче в лечении. Вот почему так важны фактор наличия приверженности к лечению у пациентов и возможность их материальной и психологической поддержки со стороны государства и медиков. Такая практика доказала свою эффективность в большинстве стран мира. Пилотный проект в Могилевской области начат по инициативе Минздрава. И накопленный опыт будет, безусловно, изучен и, надеюсь, распространен на другие регионы.

irina_mendeleva@mail.ru


Советская Белоруссия №204 (24585). Пятница, 24 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter