Как США и ЕС повторяют путь Римской империи

Падение Запада

Как известно, история повторяется. Вопреки расхожему мнению, не в виде фарса. Говорить о цикличности и замкнутом круге тоже не приходится, но множество отдельных событий и глобальных тенденций разных веков и даже тысячелетий при ближайшем рассмотрении похожи иногда друг на друга как две капли воды. История как наука и придумана человеком для того, чтобы не повторять прошлые ошибки и глупости. Хочешь совершить что-то — открой умную книгу, прочитай, чем закончились затеи твоих предшественников, и, если в прошлый раз планы с треском рассыпались, возможно, стоит поменять подход.


Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Пришло время, когда всем людям доброй воли нужно объединиться, чтобы единым фронтом выступить против поджигателей новой мировой войны, вновь поднявших знамена фашизма и нацизма. На наших глазах Соединенные Штаты Америки и их сателлиты, пытаясь сохранить мировую гегемонию и затормозить развитие стран, которых они считают своими конкурентами, разрушают систему глобальной безопасности, тиражируют «цветные революции» и вооруженные конфликты на всех континентах, грубо вмешиваясь в дела независимых государств.

В приветствии участникам II Международного антифашистского конгресса, 18 августа 2023 года.

История как инструмент манипуляций

Впрочем, подобная практика действует только в здоровых обществах и стабильных политических системах.
В нашей республике геноцид белорусского народа во время Великой Отечественной войны изучают отнюдь не из-за праздного интереса к делам давно минувших дней и не в пропагандистских целях — когда на Западе вновь раскидывает щупальца спрут фашизма, мы должны знать как можно больше о его предыдущем обличье.
Да и Россия, начав СВО, не только дала старт острой фазе борьбы против неоколониальной политики Вашингтона, но и предупредила тем самым новое 22 июня, которое так тщательно готовил киевский режим под чутким руководством из-за океана.

Однако государства, составляющие ныне коллективный Запад, в подавляющем большинстве не обладают ни здоровым обществом, ни адекватной политической системой. Новейшая история там превратилась в инструмент манипуляций, она безвозвратно искажена ложью и домыслами, которые десятками лет громоздили на нее политики и придворные историки. История же более далекая давно стала достоянием лишь немногих настоящих профессионалов и любителей. Новое время, Средневековье, Древний мир — все это слишком далеко, чтобы извлечь сиюминутную выгоду или использовать в очередной грязной политической игре.
Нынешний Запад, кровь от крови и плоть от плоти Древнего Рима, движется к предсказуемому финалу семимильными шагами, однако в угаре все новых извращенных идей этого, похоже, не замечает.

У истока

Рассуждая о нынешнем росте влияния государств Глобального Юга, нельзя не упомянуть, что одним из факторов, обусловивших его, стало ослабление Запада, его общественных и государственных институтов. И началось оно отнюдь не в момент, когда несчастный афганец в августе 2021 года оторвался от складывающегося шасси американского транспортника, покидающего аэропорт Кабула, а намного раньше.

Взглянув на события последних трех десятилетий, легко отыскать точку бифуркации, когда нынешняя западная цивилизация стала приходить к упадку. Определить ее помог, как ни странно, незабвенный Фрэнсис Фукуяма в своем труде «Конец истории и последний человек». Его концепция победы либеральной демократии, наступившей в конце 1980‑х — начале 1990‑х после падения социалистического лагеря и развала Советского Союза, сегодня специалистами огульно осуждается, но что, если мистер Фукуяма просто перепутал полюса?

Иначе говоря, либеральная демократия и коллективный Запад как главный носитель ее ценностей на планете и в самом деле одержали триумф более 30 лет назад.
Однако парадоксально, но факт: с момента, когда исчез СССР и его противники отпраздновали победу, начался обратный отсчет уже в отношении их самих. Сработал неумолимый закон бытия: как только в паре конкурентов один пропадает, развитие второго останавливается и он постепенно деградирует.
СССР выбыл из гонки неожиданно быстро и для себя самого, и для Запада. Еще в начале 1980‑х борьба сверхдержав была на самом пике — вспомним только ядерную истерию осени 1983‑го, когда руководство США и НАТО всерьез опасалось, что третья мировая уже стучится к ним в двери. А к концу десятилетия Советский Союз сдал позиции практически по всем фронтам. И дело тут не только в экономическом надломе, усталости населения или нерешенных национальных вопросах — предательство одной части элит и неспособность другой защитить великую державу и ее народ похоронили одно из величайших государств в мировой истории.
Способный существовать при грамотном патриотичном руководстве еще долгие десятилетия «союз нерушимый республик свободных» канул в Лету слишком скоро, чтобы Запад мог понять и осмыслить свою победу в холодной войне. Боксер в красном углу ринга неожиданно выбросил белое полотенце, и оставшийся в одиночку синий чемпион лишился стимула развиваться дальше.

Там, где нет дна

Вспомните из школьного курса истории: что было одним из зримых признаков упадка Римской империи? Правильно, деградация морали, падение нравов. Император Калигула, развратник и сумасброд; Нерон, братоубийца, кровосмеситель и поджигатель; садист Коммод; обжора и маньяк Вителлий и, наконец, безвольный и слабый Ромул Август, положивший конец блистательной многолетней истории римского владычества, — все они несли на себе печать позора и разложения.

А теперь взглянем на лидеров Запада. Возьмем США — от Буша-старшего через Клинтона, Буша-младшего, Обаму и Трампа к Байдену отчетливо видно, как падал уровень управленческих решений, исчезала ответственность за слова и действия. В итоге у власти одной из мощнейших держав планеты стоит старик, видевший еще минувшую холодную войну с ее беспрестанным ядерным страхом, но тем не менее развязавший новое противостояние.

И это касается всех держав Запада, будь то Британия с ее дорогой от Тэтчер до Сунака или Франция от Миттерана до Макрона.
Рыба гниет с головы, и общество деградирует до того уровня, на который готовы пасть его элиты. Пожалуй, ярче всего это видно на примере распада системы образования, поразившего Запад в последние десятилетия.
Любая эффективная система образования, которая может дать обучающемуся необходимые ему для жизни в обществе знания и умения, по сути своей авторитарна. Преподаватель получает высшее образование, непрерывно совершенствуется, зарабатывает авторитет и этим получает право на определенную власть над учениками и их временем.
Демократизация же образования, главной целью которой стала ликвидация образования, якобы разгрузка учеников и гармонизация их отношений с учителями, привела к деградации всей системы. Учитель был поставлен в положение равного с учениками, что априори невозможно из-за разницы в возрасте, объеме полученных знаний и умственном развитии. Объем и, главное, усвояемость и устойчивость получаемого материала оказались несовместимы со свободой образовательного процесса, а разгрузка стала синонимом оглупляющего безделья.
Наверняка вы видели в сети забавные ролики, на которых американцы и европейцы сосредоточенно ищут Украину где-то возле экватора или Ливию на просторах Сибири. Нам смешно оттого, что белорусская школа дает базовые знания по той же географии, между тем как подобная топографическая неграмотность — настоящий бич на Западе.

Результатом этой демократизации, которая закономерно привела сначала к снижению уровня знаний целых поколений, а затем направила школы на новый виток деградации, символом которой стали радужные флаги и читающие сказки трансвеститы, стало повальное снижение числа образованных специалистов в разных областях. Азиатские же школы и университеты, основанные как раз на авторитарной системе, где учитель для учеников — существо, близкое к божеству, благополучно обошли своих западных конкурентов.
В этом году в десятку лучших вузов мира впервые вошел Национальный университет Сингапура. Год назад он был на 11‑м месте, и вот уже перепрыгнул на 8‑е. Кроме того, в топ-25 находится целая плеяда азиатских альма-матер вроде Пекинского университета, Университета Цинхуа и др.
Прямым следствием деградации системы образования на Западе становится формирование картины мира, отличающейся от реальной. В классическом понимании этого слова обучение всегда предполагало получение набора знаний и навыков для полноценной взрослой жизни. Теперь же западная цивилизация живет некими умозрительными конструктами и ставит перед собой оторванные от жизни задачи.

Чем сейчас увлечены элиты Запада, помимо борьбы с Россией в Украине, осмысленность которой ставится под сомнение в остальном мире? Они занимаются зеленой энергетикой: то закрывают, то вновь открывают АЭС; то ставят ветряки и солнечные панели, то жалуются, что солнца и ветра нет. На повестке дня и права бесконечно расширяющегося списка гендеров — ведь более насущных проблем в виде неприкаянных мигрантов, инфляции и безработицы на пространстве от Варшавы до Вашингтона нет.

БЕСкультурный шок

Начало упадка любой великой цивилизации в мировой истории сопровождалось деградацией ее культуры. Снова возвращаясь к не раз уже помянутой Римской империи, уместно вспомнить, что ее кризис ознаменовался общим ослаблением влияния античной культуры. Литература этого периода характеризуется стилизацией, множественными аллегориями, за которыми не было видно смысла. Уходит в небытие философия, теряются труды мыслителей предыдущих веков. Язык, чутко реагирующий на состояние социума, тоже стал трансформироваться — вместо «высокой» латыни появилась «варварская».

В современной западной культурной среде отмечаются весьма похожие тенденции. Начиная эпохой Возрождения и заканчивая концом минувшего века, Запад славился своими культурными достижениями, будь то музыка, изобразительное искусство, литература или архитектура. Немаловажно, что в каждой из сфер наблюдалась непрерывная эволюционная линия развития, обеспечивавшая почву для творческого роста самых разных личностей. В литературе классицизм шел на смену барокко, а потом уступал позиции романтизму, а постмодернизм сменял модернизм. После эпохи джаза пришли Элвис Пресли и The Beatles, а Led Zeppelin и Pink Floyd на сцене сменили не менее знаменитые Metallica, Nirvana, Iron Maiden.

Однако «конец истории» внезапно стал концом культуры. Много ли вы вспомните за последние годы коллективов и отдельных исполнителей, которых можно без оговорок назвать легендарными? А писателей, творящих как Хемингуэй, Фолкнер, Брэдбери или Воннегут? Но есть лишь серость — треки, забывающиеся через месяц-два после выхода, книги, уходящие в небытие после одного прочтения, и фильмы, сюжет которых вряд ли можно воспроизвести на следующий день после просмотра.
Подобно тому, как кризис социума и государства убил античную культуру Рима, общество потребления прикончило культуру нынешнего времени. А без нее дальнейшая жизнь цивилизации, построенной по западному образцу, невозможна.
Александр Лукашенко, комментируя расширение БРИКС, назвал это сильным шагом к многополярному миру, однако отметил, что западная гегемония пока не заканчивается. Подчеркнем вслед за белорусским лидером и мы, что, несмотря на плачевное состояние нынешней западной цивилизации, она еще далека от своих Каталаунских полей. Римская империя умирала около 200 лет и оставила наследие, которое живо до сих пор. Так будет и сейчас: коллективный Запад в силу целого комплекса естественных причин уступит свое место на арене истории молодому Югу, но следы эпохи его доминирования, положительные или отрицательные, не исчезнут еще долго.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter