Овчинка стоит выделки

Почему своя шуба не «греет»?

Почему своя шуба не «греет»?


О шикарной шубе мечтает любая барышня. Я  не исключение. Но где ее купить — натуральную, красивую и при этом не баснословно дорогую? Отправляюсь в поход по могилевским торговым центрам, торгующим мехами. Ценники, прямо скажем, не радуют. На шубку, сшитую в Греции или Италии, не замахиваюсь — не по карману. За полупальто из цельных шкурок норки, которая по–прежнему в «фаворе» (удобное, легкое, выглядит благородно и обладает высокой износостойкостью), сшитое в России, просят 6 — 7 миллионов рублей. Изделие из кусочков стоит 2 — 3 миллиона, но выглядит не очень... Может, посчастливится встретить шубу из белорусской норки? Знаю точно: на Могилевщине несколько зверохозяйств занимаются разведением этих зверьков. Логично предположить, что без транспортных расходов и всевозможных посреднических накруток такая шубка могла бы быть значительно дешевле импортной. Но ее в продаже найти сложно. Почему?


...Могилевчанка Екатерина Максимова решила сшить шубу сама. Шкурки зверьков, выращенных в одном из зверохозяйств, у нее были. Хорошая швея — тоже. Однако щеголять в обновке ей так и не довелось.


— Уже на первой примерке обнаружила, что с шубой что–то не так, — жалуется Екатерина. — Качество меха, пошив — вроде в норме, но шуба почему–то не струилась, а топорщилась во все стороны.


Портниха объяснила: дело в плохой выделке шкурок. В итоге шубу Екатерина продала.


У частной портнихи Татьяны, закупающей шкурки в одном из белорусских зверохозяйств, от клиентов нет отбоя. Работой она обеспечена до лета.


— У нашей норки чудесный мех, — уверяет мастер. — Если скорняк и портной толковые, шуба выйдет — загляденье!


Почему же могилевские предприниматели не поставили на поток пошив меховых изделий из белорусского сырья? Оказывается, такое частное производственно–торговое предприятие в городе есть. Его директор Игорь Войтко с мехом работает лет 25. Собственную фирму открыл чуть больше года назад: шьет шубы и пальто. Я увидела их в магазине. Цена приятно удивила. Если шуба из турецкого мутона с воротником из норки, сшитая в России, стоит 2 миллиона 200 тысяч рублей, то такая же, сшитая в Могилеве, — тысяч на 300 дешевле. При мне покупательница охотно примеряла пальто из кусочков норки.


— Цена у нас ниже процентов на 10 — за счет отсутствия оптовой наценки на привозную продукцию, — объясняет директор. — Стоимость изделия зависит от качества меха, длины изделия, способа шитья — кусочками, пластинами или роспуском. Влияет на цену даже цвет норки. Самая дешевая — темно–коричневая. Цвета «пастель» и «сапфир» — дороже.


По словам Игоря Владимировича, качественное сырье в местных зверохозяйствах найти можно. Он, к примеру, часто закупает его в Бобруйске. Хотя и не скрывает: кое–где, бывало, подсовывали брак:


— От сотрудничества с одним из наших хозяйств отказался после первого визита туда. Смутило качество меха. Обеспечить его высокий уровень непросто. Надо тщательно следить за рационом питания зверьков, сроками их созревания. Прекрасные шкурки норки можно приобрести у частников, но цена кусается. Поэтому много меха по–прежнему закупаем в Санкт–Петербурге — на аукционе, который проводит «Союзпушнина».


В Бобруйском зверохозяйстве рассказали, что шубы и пальто из их сырья, кроме частного могилевского предприятия, шьет еще и Витебская меховая фабрика. Но три четверти продукции хозяйство поставляет на аукционы в Хельсинки, Санкт–Петербург.


— Норка, выращенная в Беларуси, по качеству не уступает, а то и превосходит греческую, — считает директор Бобруйского зверохозяйства Анатолий Алиферович. — Покупатели, как правило, остаются довольны. Есть лишь одна проблема: в нашей стране единичные предприятия умеют качественно выделывать шкурки и шить из них шикарные меховые изделия.


Вот и могилевские изготовители не готовы пока предложить шубу из цельных шкурок.


— Нет хороших мастеров, — подтверждает Игорь Войтко. — Учим молодежь, выпускников швейных техникумов. Да и сырье возим в Минск тоже по этой причине: в Могилеве толковых скорняков не найти.


Вроде не так много и надо, чтобы на прилавках появились меховые манто собственного производства, — современное оборудование и специалисты. Парадоксально, что столько лет эти два условия являются почему–то непреодолимым препятствием. Решить их — и тысячи людей будут обеспечены достойным заработком. Ведь спрос на эти изделия есть, даже несмотря на то, что зимы стали более теплыми.


Татьяна, продавец меховых изделий в торговом центре, не скрывает:


— В сезон торговля шубами идет неплохо. И покупатели, однажды удачно купившие белорусское изделие, приходят уже с родственниками и друзьями. По соотношению цены и качества — очевидный выигрыш в сравнении с импортом.


Выходит, можно наладить дело. Были бы интерес к нему и предприимчивые люди.


Компетентно


Начальник отдела звероводства Белкоопсоюза Александр Ванцовский:


— Все 7 наших зверохозяйств, выращивающих норок, лисиц и песцов, — прибыльные. Белорусская норка по красоте и качеству не уступает импортной: доля дефекта составляет 2 — 4 процента от всего объема производства меха. Норку активно покупают на аукционах: на экспорт уходит более 80 процентов. Хотя себестоимость белорусской норки выше, чем у мировых производителей: 2,4 — 2,6 доллара за 1 квадратный дециметр, тогда как средняя норма в мире — 2 — 2,2 доллара. Почти наполовину ее формирует цена корма. Более 90 процентов рациона зверька составляют отечественные корма, но рыбу приходится завозить из–за пределов Беларуси. Кроме того, 95 процентов химических средств, используемых при переработке сырья, — импортные. В то же время цена шубы, сшитой в Беларуси, зависит не только от себестоимости меха. В готовом изделии стоимость меха составляет процентов 40, остальное — накрутки. Если брать сырье в белорусских зверохозяйствах и шить шубы на месте, они, несомненно, будут дешевле импортных.


Фото Николая ТИТОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter