В галерее "Предместье" открылась выставка живописи "Наш город Минск". Работы для нее предоставили частные коллекционеры

Оттенки ностальгии

Май Данциг. 1957 год, «Новый дом»
Небольшой экспозиционный зал картинной галереи «Предместье» густо, в несколько рядов заполнен видами Минска. Зрители на открытии выставки много шептались, глядя на знакомые и не очень знакомые городские пейзажи известных белорусских художников. Даже горячо спорили, пытаясь определить улицу, дом, сквер, места, изображенные живописцем. Получалось, но не всегда.

Немудрено, многим полотнам больше семидесяти лет. Понятно, что город за это время сильно изменился. Поднялись огромные микрорайоны, целые кварталы снесены, здания перестроены, перекрашены. Многие двух–, трехэтажные домики заслонили новые, высоченные, из стекла и бетона. Маленькие деревья за эти годы вымахали, закрывают здания зелеными или золотыми кронами. Время неумолимо все меняет.

Знакомишься с экспозицией, и иногда возникает ощущение, что попал в детство или видишь сон. Все вроде бы знакомо, но выглядит не совсем привычно. А бывает, мгновенно узнаешь место и зависаешь перед невзрачными обветшалыми домиками Верхнего города. Улицу узнал лишь по силуэту Свято–Духова собора или еще по какому–то приметному, до сегодняшнего дня сохранившемуся ориентиру. Сейчас тут не улица Торговая, а знаменитая Зыбицкая — вся из себя новая и модная, стилизованная.

Маленький сумрачный пейзаж, а ты счастливо волнуешься, рассказываешь знакомому зрителю, что это за место, с кем и когда ты там гулял лет этак сорок назад. И в ответ слышишь такую же ностальгическую историю про дешевое, но вкусное вино, мороженое эскимо на палочке и дорогу на занятия в консерваторию или школу...

Мне кажется, это прекрасно, когда живопись вот так волнует, заставляя вспоминать и переживать молодые годы, счастливую юность.

Старый седой художник замер у небольшого полотна своего учителя и рассказывает, что вот здесь, рядышком, стоял двухэтажный дом, где он жил, откуда бегал на занятия в художественное училище. Размещалось оно тогда в здании оперного театра, на горе. Да, кстати, деревьев вокруг оперного еще не было, не выросли, как не было и Купаловского сквера, знаменитой набережной Свислочи. Даже беседки, которую воспоют будущие художники и фотографы, еще не существовало. А вот большие старые ивы, оказывается, были и тогда. И пятьдесят, и даже семьдесят лет назад они смотрелись в реку, касаясь ветками воды.

Сергей Катков. 1968 год, «Минск. Улица Кирова».

Небольшие полотна переносят зрителя в послевоенное время, позволяют увидеть и ощутить настроение города. Еще не многомиллионного, а какого–то домашнего, камерного. С милыми заборами, с бельем, сохнущим на веревке во дворах. Увидеть и проследить, как город начинает расти и преображаться. Вот строится стадион «Динамо», две башни напротив железнодорожного вокзала, дома на Коммунистической и на площади Победы...

На выставке представлены картины знаменитых белорусских художников. Многих уже нет, а вот их работы остались и продолжают радовать. Ведь они любили Минск, были горожанами.
Иван Дмухайло. 1959 год, «Привокзальная площадь»

Коллекционеры всегда неохотно рассказывают историю того или иного полотна из своей коллекции. Эта выставка исключением не стала. Но фамилии живописцев звучные: Николай Дучиц, Виталий Цвирко, Леонид Щемелев, Май Данциг, Александр Кищенко, Абрам Моносзон, Борис Аракчеев, Павел Маслеников, Владимир Стельмашонок, Натан Воронов, Георгий Скрипниченко, Сергей Катков, Михаил Рогалевич и другие.

Кроме того что выставка показывает, как преобразился за последние семьдесят лет Минск, его улицы, площади, парки и проспекты, силуэт, можно заметить, как изменилась и сама живопись. Это удивляет не меньше. Вроде бы и краски, и кисти те же, и архитектурный мотив тот же, но вот видят его сегодняшние художники уже по–другому. Нет былой трогательности, романтизма, мягкости. Жизнь стала энергичнее, жестче, и она диктует иные приемы, цвета, композиционные решения.

Многие из представленных работ — подготовительные этюды к большим картинам, которые стали хрестоматийными, украшают залы Национального художественного музея. А некоторые так и остались небольшими этюдами. Но ценность их от этого не уменьшается. С каждым годом мы, а потом и наши дети с внуками, будем вглядываться в пейзажи родного города и вздыхать, вспоминая что–то трогательное и очень личное.

Если вы любите свой город, найдите время и посетите эту выставку. Она того достойна.

ladzimir@tut.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter