Остановите музыку!

Кто дирижирует «смертельным квартетом»?

Кто дирижирует «смертельным квартетом»?


Метаболический синдром... Болезнь — не болезнь, диагноз — не диагноз, а о нем нынче говорят представители едва ли не всех медицинских специальностей. И все — с тревогой. И все по–своему правы. По отдельности его слагаемые — повышение артериального давления, нарушение липидного спектра по двум параметрам и углеводного обмена — не сулят человеку ничего хорошего, вместе же взятые на порядок увеличивают опасность. «Х–синдром» — называли его когда–то, имея в виду перекресток, откуда берут свое начало все четыре «дорожки». Отправная–то точка у них одна и та же — ожирение.


По мнению профессора 1–й кафедры внутренних болезней БГМУ, доктора медицинских наук Татьяны Мохорт, порочный круг выглядит так: жировая ткань, сама по себе являясь эндокринным органом, вырабатывает около десятка обладающих гормональной активностью веществ, которые отрицательно действуют на обменные процессы. Особо вредной является «фабрика» так называемого внутреннего жира — того самого, что скапливается там, где прежде была талия или пояс. Теоретически этот жир можно определить при помощи современной аппаратуры, например, компьютерной томографии. Однако большинству людей изощренные методики ни к чему: прекрасным ориентиром, и это доказано, служит один–единственный критерий — окружность талии. Это потом врач подкрепляет свои подозрения показаниями тонометра, лабораторными исследованиями, но «первый звоночек» — талия более 80 см у женщины и более 94 см у мужчины. Так что метаболический синдром не молчит, не прячется, как некоторые думают, — выдает себя с головой, сразу, с одного взгляда и большим секретом являться просто не может. Не «комок нервов» у вас, гражданин, а комок жира, причем очень для здоровья опасного! Исключение составляют разве что любители бодибилдинга, у которых мышечная масса велика и талия может быть шире нормы, но ведь и жировой ткани у них всего ничего...


Хотя в медицинских карточках словосочетание «метаболический синдром» не фигурирует, он — самый распространенный на планете. «Его имеет приблизительно каждый третий человек после 35 — 40 лет, — считает Татьяна Мохорт. — Впрочем, в Англии ученые проанкетировали население старше 40 лет на предмет отношения к питанию и получили весьма показательные данные. Оказалось, что проблемы с весом на самом деле испытывают 75 процентов опрошенных. Причем 50 процентов имеют избыточный вес, а 25 — хоть и держат его под контролем, но если, образно выражаясь, будут есть пирожные каждый день, то перейдут в первую категорию. Вывод: в любом случае надо быть настороже!» В каком–то смысле эту беду нам накликал технический прогресс. Физическая активность за последний век уменьшилась в 2 — 2,5 раза, а организм к таким радикальным изменениям еще не приспособился. Он «хочет» есть, как запрограммирован генетически, — примерно по 5 тысяч калорий в сутки, тогда как при нашей нагрузке требуется уже раза в два меньше! Лишние килограммы почти неминуемы, а с ними множество других пренеприятных «сюрпризов»...


«Ожирение пагубно для различных органов и систем, — объясняет Татьяна Вячеславовна. — К примеру, оно вызывает нарушение половой функции (причем и у женщин, и у мужчин), работы желудочно–кишечного тракта, негативно влияет на суставы, легкие, иммунитет и так далее. Более того, именно ожирение — первопричина серьезных заболеваний: артериальной гипертензии, сахарного диабета, сердечно–сосудистых катастроф. Не артериальная гипертензия вызывает ожирение, а, наоборот, ожирение — нарушение тонуса сосудов со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не диабет 2 типа «нагоняет» лишние килограммы, а нечувствительность тканей к инсулину, лежащая в основе ожирения, приводит к «сахарной болезни». В очень многих заболеваниях, причины которых раньше, казалось бы, были хорошо известны, сегодня обнаружено влияние метаболического синдрома, многое ученые начинают видеть по–новому». Но вся соль в том, что ситуацию можно отыграть обратно. По большому счету, метаболический синдром лишь подает «сигнал SOS»: срочно займитесь собой! Скажем, с того момента, как углеводный обмен нарушается, до той черты, когда сахарный диабет становится фактом, проходит не неделя, не месяц. От 4 до 8 лет организм способен худо–бедно уравновешивать ситуацию. Значит, время есть! Снизите вес — уберете фактор риска — анализы могут вновь прийти к норме. Это не значит, что угроза испарилась навсегда, однако управлять ею, как видите, можно. Другой вопрос, что перехватить инициативу и стать дирижером в таком «оркестре» — тяжкий труд. Круглый год питаться правильно — скажем, салатом, рыбой и говядиной — дорого (но дешевле лекарств, которые могут потребоваться впоследствии). Постоянно заниматься физкультурой — утомительно. Удерживать вес — сложно. А главное, трудно признать, что «смертельный квартет» сам по себе играть не перестанет ни при каких условиях. Вы и только вы заказываете эту «музыку»!


Как управлять своим весом — советует Татьяна МОХОРТ.


Самое надежное и простое — ограничить калорийность пищи, сократив потребление животных и растительных жиров (масло, сметана, жирные сорта мяса, майонез) и быстро усвояемых углеводов (шоколад, сахар, конфеты, сладкие напитки). В вашем рационе должно быть большое количество клетчатки в виде овощей и в меньшей степени фруктов. Помните: эта диета должна быть длиной во всю оставшуюся жизнь.


Ограничения в питании, как правило, дают мало эффекта, если их не дополнить физической нагрузкой. Больше двигайтесь (подъем по лестнице и отказ от поездки в автобусе — тоже спорт). Программа физических занятий должна быть составлена после обследования сердечно–сосудистой и дыхательной систем. Предпочтительнее использовать динамические «аэробные» нагрузки: ходьбу, плавание, езду на велосипеде, ходьбу на лыжах.


Учитесь властвовать над своими эмоциями, ведь стресс — один из важных провокаторов ожирения. Считается, все люди делятся на два лагеря: меньшинство в стрессе голодает, большинство стресс «заедает», проводя его практически рядом с холодильником. А потом контролировать аппетит уже гораздо сложнее: избыточное накопление жира в организме сопровождается избыточной концентрацией инсулина в крови, который провоцирует еще большее чувство голода.


Постарайтесь нормализовать режим отдыха. Доказано, к примеру, что для коррекции массы тела сон в течение 8 часов предпочтительнее, чем четырехчасовой.


В сложных случаях, когда ничто другое уже не действует, врачи прибегают к лекарствам — аноректикам и препарату, блокирующему всасывание жира в кишечнике. Но предлагать аноректики уже поздно, если вес достиг 140 — 150 кг: здесь зачастую выход только в операции на желудочно–кишечном тракте.


Поскольку метаболический синдром — «солянка», а ингредиенты в ней могут быть разные, значит, и лечение будет индивидуальным. Есть выраженная артериальная гипертензия — понадобятся еще и гипотензивные препараты, повышен «плохой холестерин» — статины и т.д. Врачи — а метаболическим синдромом занимаются и кардиологи, и эндокринологи, и терапевты — подбирают лекарства тщательно, есть среди них и такие, при помощи которых можно убить сразу нескольких зайцев. В принципе, урезонить можно каждого участника «смертельного квартета», но с одним условием — если лечиться практически постоянно и не спорить со специалистами: мол, меня ничего не беспокоит, зачем же таблетки?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter