Начинает неделю Михайлов день — 19 сентября

Осенины, осенины — у дождинок именины

Календарь и традиции
Во второй половине сентября осень по–настоящему вступает в свои права. Завершаются активные полевые работы, картофель убран, отсортирован и просушен, озимый чеснок высажен... Под всем подводится черта, итог, «вынiк»: короче — цыплят по осени считают. И только у хозяйки–«нядбайнiцы» работе по–прежнему не видно конца. Такую «небараку» нетрудно вычислить — по состоянию поля, огорода, «пунi i свiрна», и ее хату свахи обойдут стороной, хотя время наступает свадебное.

Начинает неделю Михайлов день — 19 сентября. В эту пору еще случаются сильные грозы, поэтому в некоторых регионах «на Мiхайлу» даже прекращали молотьбу и не разводили огонь — боялись пожара.

21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы, народные названия — «Малая Прачыстая», «Спажа», «Багач». В системе народного календаря праздник наиболее близок к так называемым «сонечным урачыстасцям» осеннего равноденствия. Вообще «Багач» — это лубок с жытом, в середину которого вставлена свеча. Зерно для него собирается с каждого дома. «Багач», как святыню, как итог всех работ и стараний, обносят вокруг села, вокруг стад. Соединение горящей свечи и зерна символизирует «дабрабыт», плодородие, лад в доме.

Ну а после трудов праведных можно и нужно как следует «падсiлкавацца». Ради чего по традиции «забiвалi барана». Считалось, если хозяин пожадничает и отойдет от этого установления, «жывёлку» непременно утащит волк.

На Витебщине женщины шли по убранному после льна полю — «iльнiшчу», приговаривая: «Няхай лён будзе такiм доўгiм, як мы прайшлi».

Среди исконных наименований сентября у восточных славян есть и такое — «ревун». Связано оно с тем, что в это время проходит брачный гон животных, сопровождающийся громким ревом противоборствующих оленей–самцов. Олень на территории Беларуси почитался с самых давних времен. В охотничьем культе также занимал одно из главных мест. На северных территориях бассейна Немана в железном веке и раннем Средневековье олень был главным объектом охоты представителей высшего сословия, а позже изображение «оленя святого Губерта» с крестом между рогами стало гербом Городни. В мифах олень на своих рогах приносит небесную влагу во время засухи. В сказках и преданиях олень никогда не выступает отрицательным персонажем — только благородным помощником и спасителем, его называют Король–олень, Серебряное копытце, Солнечный олененок...

22 сентября в традиционном народном календаре — вторая встреча осени, или Осенины. И все знали: «Асянiны прайшлi — развiтайся з цяплом».

24 сентября — Феодора, Федора. Мотивы поговорок те же: «На Тадору ўсякае лета канчаецца».

Советская Белоруссия № 178 (25060). Пятница, 16 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter