Правительству сейчас очень важно продумать такие механизмы, которые позволяли бы стране оперативно реагировать на внешние угрозы

Окна роста

Некоторые экономисты сегодня любят сравнивать экономику с кораблем, попавшим в шторм. Волны, может, и не столь высокие, но опасные, и из воды то и дело проглядывают камни, которые важно вовремя заметить и успеть обойти стороной. Образ, может быть, и излишне художественный, но если отбросить в сторону лирику, бесспорным является одно — Правительству сейчас очень важно продумать такие механизмы, которые позволяли бы стране оперативно реагировать на внешние угрозы. Программа деятельности Правительства, которая рассчитана на совершенно головокружительный на сегодняшний день временной отрезок (она предполагает развитие страны до конца 2020 года), вызывает жаркие споры. Вчера на расширенном заседании Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике документ рассмотрели депутаты.


Программу острословы уже окрестили «пакетом с пакетами». К ней прилагается обширный блок из 20 госпрограмм, из которого к настоящему моменту была рассмотрена и принята лишь небольшая часть. Но не это главное. Сам по себе правительственный пятилетний план поступил на рассмотрение народным избранникам ровно две недели назад, а 23 февраля Президент подписал Указ № 78 «О мерах по повышению эффективности социально–экономического комплекса», который во многом определил, в каком направлении следует развиваться экономике. Но даже депутаты, которым сегодня по долгу службы надлежит критически глядеть на правительственные инициативы, говорят о том, что Совет Министров не ошибся — оба документа следуют в одном русле и даже в чем–то друг друга поддерживают и дополняют.

— И через программу и через Указ № 78 красной нитью проходят вопросы занятости, стимулирования экспорта и привлечения инвестиций, — уточнил Виктор Валюшицкий, председатель Постоянной комиссии по экономической политике.

Первый замминистра экономики Александр Заборовский утверждает, что программа 2016 — 2020 содержит положения, которые не противоречат ни тем поручениям Президента, которые изложены в свежем указе, ни тем, что он озвучивал на недавних совещаниях:

— Правительство рассматривает вопросы повышения эффективности экономики из трех уровней. Первый — это уровень предприятий, повышение их эффективности, снижение затрат, работа над качеством управления. Отраслевой уровень — это вопросы создания 50 тысяч новых рабочих мест, привлечения инвестиций. И, наконец, макроуровень — вопросы макроэкономической сбалансированности, например, снижение уровня инфляции.

В программе установлены несколько базовых условий экономической политики. Это прежде всего обеспечение макроэкономической сбалансированности — то есть снижение инфляции до однозначных значений в 2017 году и доведение ее к 2020–му до уровня не более 5 процентов. Во–вторых, подразумевается наращивание ЗВР до минимального безопасного уровня — не ниже трех месяцев импорта. Еще один важный пункт — бездолговое финансирование платежного баланса страны и постепенная выплата сформированных внешних долгов. Это, напомнил Александр Заборовский, потребует недопущения дефицита счета платежного баланса больше 3 процентов ВВП в год.

benko@sb.by

Фото "СБ"

Советская Белоруссия № 42 (24924). Пятница, 4 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter