По поручению Президента продолжается совершенствование инфраструктуры военной защиты страны

Оборона укрепляется узлами

Промежуточные результаты проделанной работы Министерство обороны представило на днях Александру Лукашенко — учебный объект «Узел сопротивления» на юго-западе страны. Планируется, что всего в состав Кобринского укрепрайона войдут более полусотни подобных узлов с современными фортификационными сооружениями, маскировкой, способностью противостоять авиационным и артиллерийским ударам. И это не говоря о том, что укрепрайонов у нас будет несколько, расположатся они на потенциальных направлениях движения вероятного противника.

Александр Лукашенко:

— Нам не надо уже будет на уровне Президента выдвигать и приводить в полную боевую готовность наши подразделения. Они уже будут здесь, и не только здесь. У нас будет немало таких пунктов. И мы в мирное время, как сегодня, отработаем все мероприятия для того, чтобы заблаговременно в случае получения сигнала о том, что соседи наши плохо себя ведут, занять эти пункты. Они должны быть как минимум труднопроходимыми для противника. Заблаговременно будем готовиться к защите своей Родины на направлениях вероятных атак на наше государство.

6 октября 2023 года, во время рабочей поездки в Брестскую область и посещения учебного объекта Министерства обороны «Узел сопротивления».

Защитные механизмы

Исторически так сложилось, что умение обороняться для нашего народа всегда было одним из важнейших. Иначе никак — живем на перекрестке стратегических путей между Востоком и Западом. 

Военно-политическая обстановка вдоль границ Беларуси в последнее время особенно напряжена — это требует защиты рубежей на самом современном уровне. Как доложил Президенту во время недавней рабочей поездки в Брестскую область командующий войсками Западного оперативного командования Владимир Белый, события в Украине показывают: на направлениях, где заблаговременно оборудованы узлы сопротивления, оборона наиболее устойчива, а наступательные группировки войск испытывают наибольшие затруднения в продвижении вперед. 

На узлах сопротивления предусмотрено все до мельчайших деталей: от комфортных и защищенных мест размещения личного состава и хозблоков до грамотно выстроенных боевых позиций.

Серьезная инфраструктура отнюдь не блажь, а то, что должно создаваться как раз в мирное время. Достаточно вспомнить тот факт, что перед началом Великой Отечественной на нашей территории было принято решение о строительстве укрепрайонов. Но осуществить задуманное в полном объеме не успели. 

— В частности, укрепрайоны того периода имели протяженность от 80 до 100 километров, небольшую глубину 5—6 километров и находились в непосредственной близости от госграницы в зоне досягаемости средствами огневого поражения. Поэтому свою роль в 1941 году они не выполнили, за исключением Пинского укрепрайона, который в течение трех недель сдерживал натиск немецких войск, — отметил на встрече с Главой государства министр обороны Виктор Хренин.

Остаются богами войны

Начальник цикла кафедры управления ракетными ударами и огнем артиллерии факультета ракетных войск и артиллерии Военной академии подполковник Сергей Мирончук отмечает, что именно артогонь приводит к большому количеству потерь со стороны противника в ходе боевых действий: 

— На современном этапе наращиваются системы, способы, методы применения артиллерии. Что это значит? Техника применяется в виде разведывательно-ударных комплексов, обеспечивающих поражение объектов противника в режиме реального времени. Грубо говоря, в разы сокращается выполнение задачи «найти и уничтожить». 

В интересах артиллерии активно начали использоваться беспилотники. 

— Стоит отметить, что совместные учения операторов БЛА и артиллерийских батарей у нас проходили и раньше, задолго до СВО, — говорит Сергей Мирончук. — Но сейчас этому уделяется еще большее внимание. 

Помимо этого, в нынешних военных конфликтах изменилась и тактика военных действий. Если раньше артиллерийские подразделения действовали в качестве дивизионных батарей, сейчас — отдельными орудиями. 

— Делается это для того, чтобы повысить выживаемость расчетов, — поясняет Сергей Мирончук.

В части приходит и новое вооружение. Гордость белорусской армии — реактивная система залпового огня «Полонез». Однако, помимо создания новых комплексов, модернизируются старые.

— Например, «Град». Обновленный, он получил название «БелГрад-2». Машина компьютеризирована и оснащена современной системой управления. Теперь она проводит все вычисления самостоятельно. Оператору остается лишь нажать кнопку «пуск».

Беспилотные птицы

Последние военные конфликты показывают высокую эффективность беспилотников на поле боя. Разведка, поиск целей, наведения огня, сброс боеприпасов… Но если наши разработчики раньше делали ставку на разведывательные аппараты, сейчас большое внимание уделяется ударным. Искусству управления беспилотной птицей обучают в Белорусской государственной академии авиации. Однако компетенции можно получить и на специальных курсах, которые проводит для военных 927-й центр подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов Вооруженных Сил Беларуси. Начальник центра Максим Яромский рассказывает: 

— Раньше коммерческим дронам не уделялось особого внимания. Однако сейчас на примере СВО мы видим, насколько они эффективны и при этом бюджетны. И спектр их применения постоянно расширяется. Но, по сути, основная задача дрона — дать координаты места нахождения объекта противника для последующей отправки артиллерийского снаряда в цель. И мы обучаем военнослужащих работе с этими координатами. 

У нас в стране делается упор на беспилотники самолетного типа. «Чекан», «Москит», «Ловчий» — все эти летальные аппараты отечественные. На вооружении в белорусской армии уже находится несколько типов БЛА. Один из них — «Бусел». В воздухе может пребывать до 10 часов. Максимальная скорость — до 120 км/час.

Беспилотный авиационный комплекс «Бусел МКР».

Однако где есть меч, должен быть и щит. И у нас он, конечно же, имеется. На вооружении белорусской армии достаточно комплексов радиоэлектронной борьбы, а также зенитно-ракетных, способных бороться с БЛА. К тому же белорусские ученые сейчас активно занимаются разработкой устройства, которое сможет обнаружить беспилотник в акустическом, оптическом и радиотехническом диапазонах, определить направление его движения и создать радиотехнические помехи самостоятельно, без участия человека. Сейчас тестируется опытный образец, планируется, что к маю следующего года ученые выйдут на финишную прямую.

— Говоря о противодействии беспилотникам, многие уверены, что если есть РЭБ, то беспилотник бесполезен. Да, РЭБ подавляет спутниковую навигационную систему… Но оператор может выполнить задачу в ручном режиме путем сличения местности с картой, — замечает Максим Яромский. — Здесь уже все зависит от его мастерства. Также при подавлении каналов управления БЛА можно выполнить задачу в режиме радиомолчания. То есть беспилотник будет выполнять задачу автономно. А после того как он прилетит на базу, с него снимается информация и расшифровывается. 

В рамках закона и реальных обстоятельств

Обороноспособность страны укрепляют и на законодательном уровне. Подробностями делится заместитель председателя Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Александр Маркевич:

— Одно из знаковых событий — принятие Закона «О народном ополчении». Чуть раннее у нас была сформирована система территориальной обороны. Все вместе это заблаговременно создает условия для того, чтобы мы в случае реальной угрозы могли оперативно отразить попытки агрессии. 

По мнению Александра Маркевича, главная особенность народного ополчения заключается в том, что вступить в него могут на принципах добровольности те, кто не подлежит мобилизации, например военнослужащие в отставке с необходимыми навыками и опытом: 


— Народное ополчение может сыграть ключевую роль для защиты населенных пунктов. 

Кроме того, за последние пару лет был принят ряд других важных документов: Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ, Соглашение по вопросам юрисдикции и оказания правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием формирований сил и средств системы коллективной безопасности на территориях государств — членов ОДКБ, Закон «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» и другие. 

— Создание укрепрайонов на территории Беларуси — необходимость времени, — убежден Александр Маркевич. — В то же время мы используем возможности, которые не требуют серьезных финансовых вливаний. То, что уже есть в бюджете, перенаправляется с одних целей на другие. Привлечение в качестве инструкторов бойцов ЧВК «Вагнер» тоже в каком-то смысле серьезная экономия средств. 

Депутат напоминает, что в этом году были приняты две программы Союзного государства, которые затрагивают военно-промышленное сотрудничество:

— Первая касается обеспечения пограничной безопасности на 2023–2027 годы. В рамках этого проекта идет работа по укреплению белорусско-польского участка государственной границы: за счет союзного бюджета осуществляется закупка вооружений, техники, совершенствуются интеллектуальные системы охраны рубежей. Еще одна программа затрагивает военную безопасность в целом — речь об общей инфраструктуре и улучшении логистической составляющей и так далее. Не последнюю роль отводят импортозамещению в военной сфере. Поскольку на высшем уровне поставлены задачи по созданию современных средств связи и разведки, развитию беспилотной авиации и мер противодействия им, важно сформировать собственную элементную базу в радиоэлектронике. Без отечественных микросхем в наше время трудно говорить об эффективном импортозамещении. 

Еще одна важная составляющая успеха — мотивированные кадры. 

— К счастью, у нас есть хорошая национальная школа подготовки офицеров. Причем в наших вузах военную науку постигают не только белорусы, но и представители постсоветских стран, Китая и других. В свою очередь и наши ребята получают необходимые компетенции за рубежом, — говорит Александр Маркевич. — Но в военном деле одних знаний мало. Мы помним опыт Великой Отечественной войны, когда у Красной армии вооружения были, может, и не лучше тех, с которыми пришли к нам враги. Победить удалось за счет морально-волевой устойчивости, мотивации, истинной любви к Родине. Все это и сегодня не теряет своей актуальности. Патриотами должны быть все: от простого солдата до генерала.

Безопасная связь

Особую роль в системе обороны играют и военные связисты. Начальник кафедры связи факультета связи и автоматизированных систем Военной академии, доктор военных наук, профессор, полковник Максим Пылинский отмечает: 

— Сегодня в бою побеждает не тот, кто владеет большими силами и средствами, как это было ранее, а тот, кто превосходит в управлении. То есть более осведомлен об обстановке, количестве сил и средствах противника, его местонахождении. Помимо этого, владеет информацией о своих войсках, где они находятся и сколько их. Всему этому способствуют автоматизированные системы управления. 

Президенту во время рабочей поездки на Брестчину показали белорусский аналог Starlink. По словам Максима Пылинского, данный комплекс имеет тот необходимый инструментарий, который нужен командиру на поле боя, — защищенный канал спутниковой связи, модем, точка доступа:

— Возможности комплекса позволяют командиру использовать автоматизированную систему управления войсками, цифровые карты местности, геолокации, оперативно получать необходимую информацию. Причем работать можно не только на национальный спутник, но и, к примеру, на спутники региональной группировки войск — на российские. В нем есть аппаратура, которая шифрует информацию и позволяет передавать данные по защищенному каналу. Также имеется точка доступа, которая позволяет осуществлять привязку к ближайшему узлу связи. 

Максим Пылинский отмечает, что в условиях локальных военных конфликтов возрастает роль радиосвязи в обеспечении тактического звена управления:

— Широко используются и другие нестандартные формы и способы подхода с использованием, назову так, средств гражданской радиосвязи. Но вместе с тем я бы хотел сказать, что роль всех остальных родов связи — проводная, радиорелейная, тропосферная — ничуть не уменьшается. Мы в свое время сделали правильный выбор на одновременное развитие во всех направлениях. Все средства связи разработаны на отечественных предприятиях и отвечают требованиям системы управления.

В ТЕМУ

Каковы же особенности современных укрепрайонов? Военный аналитик полковник запаса Игорь Чибисов обращает внимание, что место создания узлов сопротивления выбирается исходя из тактической оценки местности и наличия господствующих высот, естественных препятствий, лесных массивов и развития сети дорожных направлений. 

— Наша оборона строится с учетом не только тактики возможного наступления вероятного противника, но и наличия уязвимых доступов к узлу сопротивления. Это позволяет определить размещение основных оборонительных позиций и объектов узла, — обращает внимание Игорь Чибисов. 

К слову, специалисты ЧВК «Вагнер», приглашенные в Кобринский укрепрайон, подтвердили правильность подходов к выбору местности, расположению долговременных огневых точек и других объектов. Создание подобных узлов сопротивления будет идти по линии белорусской границы. 

— Как человека военного, меня особенно порадовали слова нашего Главнокомандующего Александра Лукашенко о том, что к середине будущего года мы будем иметь все необходимое в полном объеме: от современных средств связи до беспилотников, — подчеркивает аналитик. — При этом замечу: в отличие от стран НАТО, в первую очередь Польши, которые активно проводят политику милитаризации, у нашего государства была и остается сугубо оборонительная доктрина — нам чужой земли не надо. 

infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter