Новые акценты

Проект «Восточное партнерство» обретает все более четкие контуры... Мнения: оглядываясь на апрель

Проект «Восточное партнерство» обретает все более четкие контуры. Буквально в последний день прошлого месяца стали известны положения проекта совместной декларации стран–участниц запланированного на 7 мая пражского саммита. Несколько тезисов обращают на себя особое внимание. Они иллюстрируют очевидную трансформацию некоторых акцентов глобальной политики. Что, следовательно, может оказать свое влияние и на развитие политического процесса в Беларуси.


Итак, тезис первый. Восточное партнерство основано на взаимных интересах, а также фундаментальных ценностях — демократии, верховенстве закона, уважении прав и свобод, принципах международного права, рыночной экономики, устойчивого развития и госуправления. Пожалуй, впервые в перечне фундаментальных ценностей Европа ставит госуправление в один ряд с демократией и рыночной экономикой. А ведь до настоящего времени пропаганда западных идеалов опиралась преимущественно на разделение функций государства, рынка и демократических институтов. На идею их независимости друг от друга. На формирование неких механизмов общественной и экономической саморегуляции. Поэтому белорусская модель с крепким контролем государства над ситуацией в стране не раз подвергалась со стороны Запада критическим оценкам. Однако время от времени жизнь заставляет пересматривать взгляды. В кризис даже некоторые самые либеральные государства берут на вооружение привычные для нас методы. Отражение этих перемен в проекте итогового документа предстоящего саммита — факт весьма красноречивый.


Тезис второй. Основной целью проекта названо создание условий для ускорения политической ассоциации и экономической интеграции восточных партнеров и ЕС. Здесь выделяется прежде всего термин «политическая ассоциация». Подтекст в отказе от общего лекала, по которому единственно верно может развиваться каждая из стран и мир в целом. А ведь замысел абсолютной политической идентичности долгие годы оставался закадровым рефреном. Маскировался за формулой общепринятой демократической модели. Что отнюдь далеко не всех на нашей планете приводило в восторг. Здесь вспомню слова Президента из резонансного выступления на 60–й сессии ООН. «Мы с вами должны осознать: многообразие путей к прогрессу — непреходящая ценность нашей цивилизации. Только она обеспечивает стабильность в мире. Свобода выбора пути развития — главное условие демократического устройства мира», — сказал тогда он. Эта мысль стала одной из центральных в политологических дискуссиях последних лет. И, наконец, впервые закрепляется в одном из глобальных межгосударственных проектов. «Ассоциация» более разумный термин, чем бескомпромиссная «тождественность». Такой акцент уже не вступает в противоречие с принципами суверенности и независимости.


И, наконец, третья, пожалуй, самая деликатная позиция. Декларируется, что программа «Восточное партнерство» направлена на вовлечение в политику максимального количества участников, представляющих министерства и ведомства, парламенты, гражданское общество, частный сектор, международные организации и финансовые институты. Документ одобряет идею создания Парламентской ассамблеи инициативы и Форума гражданского общества. Здесь повторяется мысль о разумном взаимодействии государственных и общественных институтов. Но уже в более конкретном виде. Отсюда вполне закономерный вопрос: кто будет представлять Беларусь в Форуме гражданского общества? Наверное, не только наиболее массовые и влиятельные общественные объединения — профсоюзные, молодежные, ветеранские. Вероятно, кто–то пожелает там увидеть и представителей политических структур, не представленных в официальной власти. И вот здесь, мне кажется, кроется самая большая дилемма.


В Послании народу и Парламенту Президент упомянул коллективное письмо нескольких оппозиционных политиков, призвавших блокировать участие Беларуси в программе «Восточное партнерство». Чуть позже появилось еще одно обращение двух людей, ратующих за непризнание подписи белорусской стороны под программой. Несколько оппозиционеров от подобных демаршей воздержались. Некоторые из них заявили о том, что, продвигая изначально идею о сближении Беларуси с Европой, нынешние шаги официального Минска поддерживают. Кто–то предпочел на этот счет отмолчаться.


Намеренно не называю имен противников, сторонников, сочувствующих и сомневающихся. Здесь, мне кажется, важен сам факт осмысления реальности представителями оппозиции. Кто–то из политологов предположил, что нынешняя ситуация в Беларуси открывает новые горизонты развития политического процесса в стране. Дает шанс оппозиции излечиться от аутизма и занять более внятное место в общественно–политической жизни. Вопрос лишь в том, кто из руководителей оппозиционных структур сможет удержаться в коридоре четкой последовательности — от деклараций о сближении с Европой и цивилизованном диалоге к реальной работе, нацеленной на позитивный прежде всего для страны результат.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter