Что происходит в Польше после скандальных выборов

Неопределенность

Парламентские выборы в нашей западной соседке продемонстрировали раскол общества и желание перемен. С одной стороны, «ПиС» формально заняла первое место, с другой — набранных голосов отнюдь не достаточно для формирования монопартийного сейма. В любой демократической стране такая проблема решается формированием коалиции. Однако особенность польской ситуации в том, что Качиньский и его партия за 8 лет стали настолько токсичны, что другие партии, даже правые, не хотят приближаться и на пушечный выстрел.

Оппозиционная коалиция: Влодзимеж Царжасты, Шимон Головня, Дональд Туск и Владислав Косиняк-Камыш на пресс-конференции 24 октября.

Очень токсичный Качиньский

На днях были опубликованы результаты очередного опроса IBRiS, согласно которым почти 75 процентов поляков хотят, чтобы Качиньский ушел из политики: более 68 процентов из выборки в тысячу граждан сказали «однозначно да», еще 6,7 процента выбрали ответ «скорее да». Назвать такие результаты не чем иным, кроме как оглушительным провалом, язык не поворачивается.

Однако прошло полторы недели, а ситуация с мертвой точки пока не сдвинулась. Ставленник Качиньского в президентском кресле осторожничает и до сих пор не объявил, кого хочет предложить на пост премьера. Конечно, будь у «ПиС» более серьезное преимущество, Дуда вряд ли бы вел себя столь осмотрительно и предложил либо Моравецкого, либо любого другого кандидата, на которого указал бы ему лидер экс правящей партии. Однако время оголтелого размахивания шашкой прошло — «Гражданская платформа» Туска, «Новые левые» и правоцентристский альянс «Третий путь» все ближе к созданию полноценной коалиции, хотя и не без внутренних свар. Поэтому текущая неделя будет посвящена консультациям со всеми группами, представленными в парламенте.

Объявляя о консультациях 24 и 25 октября, известный позер Дуда не удержался от самопиара. Было заявлено, что оппозиции очень повезло с таким президентом, как он, мол, либералам при нем не удастся лишить народ тех благ, что были недавно ему предоставлены. Дуда собирается «вступать в дискуссию» с каждым, кто попытается отказаться от нынешних направлений в экономике, инвестициях и обороне государства. Кроме того, всем гостям президентского дворца Дуда пообещал задать вопрос, уверены ли они в том, что смогут сформировать большинство в парламенте.
Что касается вопросов национальной безопасности, то со стороны левых сил уже доносятся первые голоса, говорящие о том, что Польша не потянет создание в течение нескольких лет 300‑тысячной армии.
Экс‑глава оборонного ведомства, а ныне депутат «Гражданской платформы» Томаш Симоняк заявил, что у страны нет демографического потенциала, чтобы расширить Войско польское. Он представил свою схему, в которой Войско польское будет насчитывать 150 тысяч человек, территориальная оборона — 30 — 40 тысяч, еще 20 — 30 тысяч будут добровольцами, а резерв составит «несколько сотен тысяч». Нынешний министр обороны Польши Мариуш Блащак в ответ накинулся на потенциального сменщика, сказав, что в армии уже служит 187 тысяч человек, то есть обвинил Симоняка в том, что он предлагает сокращать численность войск и наносить ущерб безопасности страны. Экс‑министр парировал, что имел в виду другое: общая численность армии должна составить более 200 тысяч, то есть налицо недобор. Тогда Блащак привязался уже к числу теробороновцев и пока что ответа на свой выпад не дождался. Очевидный вывод из этой забавной перепалки таков: новое правительство не разделяет планы «ПиС» по созданию самой сильной армии в Европе и пока что отмахивается от этой темы туманными обещаниями сохранить прежний уровень расходов на оборону. Правда, стоит учитывать, что польские элиты в своих агрессивных устремлениях не вполне самостоятельны и ситуация будет развиваться так, как этого пожелают в Вашингтоне.

Неоднозначная коалиция

Польскую оппозицию, идущую к власти, не стоит представлять монолитным альянсом, готовым хоть сейчас ворваться в сейм в составе коалиции. Внутри намечающегося союза партий полно своих подводных камней и мелей, на которых легко может оказаться общая лодка.
Первый вопрос, конечно, о кандидатуре премьера. Лидер «Гражданской платформы» Дональд Туск твердо намерен снова занять премьерское кресло, и, судя по всему, оппозиция на это рассчитывает. Однако лидер консервативной Польской крестьянской партии Владислав Косиняк‑Камыш, заявивший, что готов сотрудничать, тем не менее в ответ на вопрос журналиста, поддержит ли ПКП Туска, ответил уклончиво: мол, самое главное — наладить сотрудничество. Само по себе это не означает, что Косиняк‑Камыш набивается в конкуренты Туску, но тенденция поддержки кандидата, альтернативного лидеру «Гражданской платформы», явственно прослеживается.

Похоже, что Дуда собирается сделать ставку как раз на внесение раскола в ряды коалиции. На неделе помощник президента Мартин Масталерек выступил сразу с несколькими сенсационными заявлениями. Во‑первых, было сказано, что Качиньский должен уйти из политики, правда, не сейчас, но через год‑два точно. Во‑вторых, предвыборная кампания названа самым большим промахом «всех лет пребывания у власти». В‑третьих, Косиняк‑Камыш определен более предпочтительным кандидатом на пост премьера из‑за его открытости и готовности сотрудничать.

Разбегаются, как тараканы

А пока политики делят портфели в будущем правительстве и думают, что делать, если Качиньский исполнит свою угрозу блокировать попытки отменить реформы «ПиС», запятнавшие себя ведомства и предприятия судорожно заметают следы. Службы военной разведки и контрразведки после выборов срочно начали проверку документов, которая обычно проходит в феврале. Ряд организаций в спешном порядке закупают или ремонтируют бумагоизмельчители: агентство национальной безопасности объявило тендер на 55 машин, министерство технологий и развития резко занялось ремонтом своих шредеров. Производятся спешные закупки и в локальных масштабах — например, районная санитарно‑эпидемиологическая станция в Хойнице заказала сразу девять шредеров, причем четыре — высокой производительности.
Такая в Польше демократия — за 8 лет нахождения «ПиС» у власти некоторые деятели натворили столько, что теперь в панике уничтожают архивы и трясутся при одной мысли о том, что их художества вылезут наружу.
popov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter