В Минске французский пианист Николя Хорват провел 7-часовой музыкальный марафон

Неисповедимы пути музыки

В Минске 7-часовой музыкальный марафон "Вселенная Филипа Гласса" провел французский пианист Николя Хорват
Фортепианный марафон «Вселенная Филипа Гласса» привлек множество любителей музыки и просто любопытствующих: мало кто был готов на слово поверить, что французский пианист Николя Хорват будет играть 7 часов не прерываясь. В итоге зал Дома дружбы народов оказался переполнен, не хватало стульев и кресел, часть слушателей выстроилась вдоль стен в несколько рядов, а молодежь рассаживалась прямо на полу. В вестибюле ждали своей очереди те, кому в зале не хватило места.

Николай ХОРВАТ. Фото Татьяны Столяровой.
Николай ХОРВАТ. Фото Татьяны Столяровой.

Суть марафона «Вселенная Филипа Гласса» не в том, чтобы проиграть определенное количество часов, а в том, чтобы исполнить все произведения композитора. Пианист–марафонец Николя Хорват вспоминает, как все начиналось:

— Меня попросили выбрать какую–то эмблематическую фигуру ХХ века, и я посчитал, что единственный, кто подходит под этот проект, — Филип Гласс. Будучи французом, скажу, что исторически Филип Гласс является тем композитором, который смог разрушить догму, долго существовавшую во Франции по отношению к современной музыке. Его творчество привлекает широкого слушателя: и тех, кто любит классику, и тех, кто к ней равнодушен. Почему? Потому что все его произведения представляют собой как бы собор, здание звуков. При исполнении этой музыки люди на самом деле впадают в состояние медитации и транса — и это именно то, чего хотелось бы достичь.

Сам музыкант, играя, тоже уходит в своего рода медитацию. «Это не я делаю, это всего лишь мои пальцы!» — смеется Хорват, но тем не менее вопрос, как ему удается выдержать многочасовой концерт, нешуточно занимает публику.

Перед концертом пианист признался корреспонденту «СБ»:

— На самом деле я не люблю слово «марафон», потому что оно очень спортивное, а я занимаюсь не спортом, а музыкой, искусством. Чтобы объяснить свое физическое состояние, я бы хотел ответить, как музыкант Глен Гульд, когда у него спросили о пианистической технике. Он рассказал историю о лягушке и сороконожке. Однажды лягушка спросила у сороконожки, как же ей удается ходить при таком количестве ног. «Обыкновенно, — ответила сороконожка. — Шагаешь одной ногой, потом другой, затем следующей...» «Нет, ну все–таки!» — не унималась лягушка. «Я же говорю: ставишь одну ногу, затем другую, ничего сложного, смотри», — начала показывать сороконожка... и тут же споткнулась.

Если верить музыканту, играть в течение долгого времени у него получается как бы само собой:

— Конечно, я обращаю внимание на свое физическое состояние, уделяю внимание здоровью. Как оказалось, сделать паузу в процессе, а затем снова вернуться к исполнению намного сложнее, чем играть без остановок. Когда ты прекращаешь музицировать, твои мышцы остывают и очень трудно начать заново. Суть в том, что это постоянный процесс, я вхожу в него — и играю. Сам нахожусь в медитации.

И тем не менее следить за состоянием своего здоровья музыканту приходится, пожалуй, не меньше, чем спортсмену. Ведь 7 часов игры для Николя Хорвата вовсе не предел — исполнение произведений Эрика Сати в сумме занимает у него до 35 часов, и все это время пианист не делает пауз длиннее, чем в 2 — 3 секунды.

Чтобы восстановить силы после такого концерта, говорит Хорват, ему требуется день и хорошая горячая ванна. Слушатели же релаксируют прямо в зале. В Минске это получилось не у всех (попробуй–ка помедитируй, стоя у стенки). К счастью, мне удалось занять одно из мягких кресел–«мешков» и достигнуть на концерте именно того эффекта, о котором говорил Николя, — тихо уйти в полудрему. Как знать, может быть, именно этот путь — восприятия полулежа и в полусне — лучше всего подходит для пробуждения интереса к классической музыке? Во всяком случае, на выходе люди, посетившие марафон, признавались, что чувствуют себя отдохнувшими и успокоенными: все стрессы повседневной жизни оказались как будто смыты переборами фортепианных клавиш. Может быть, ненадолго. Но даже на пару часов отстраниться от суеты и спешки — дорогого стоит.

Справка «СБ»

Николя Хорват — французский пианист и композитор, лауреат международных конкурсов. Выступает на лучших музыкальных площадках мира — в «Карнеги–холле», Токийском дворце, Опере Гарнье, «Стейнвей–холле» и др. Отдает предпочтение музыке ХХ века. Представлял более 30 мировых премьер произведений современных композиторов. Автор переложения для фортепиано монументальной оратории Ференца Листа «Христос».


Советская Белоруссия №229 (24610). Вторник, 2 декабря 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter