Соколы не прилетят: почему Запад охладел к идее передачи истребителей Украине

Небесные фантазии

Особенность украинской постмайданной ментальности состоит в непрерывном конструировании мифов о некоем сверхоружии, которое, попав в руки ВСУ, немедленно решит все проблемы. Формированию такого чувства в немалой степени способствовала как пропаганда киевского режима, так и уверения сонма западных «экспертов».

Мечты о вундерваффе

Для проигрывающей стороны повторение таких мантр является своего рода самоуспокоением. Пожалуй, один из самых ярких примеров — непоколебимая вера немцев в вундерваффе, которое якобы способно было изменить исход Второй мировой войны. Смертоносные изобретения сумрачного тевтонского гения попили немало крови и Красной армии, и союзников, но на конечный результат не повлияли.
У нынешней Украины ситуация еще хуже. В текущем конфликте она полностью зависит от поставок с Запада, и прекращение потока вооружений со стороны США немедленно сказалось на положении дел на фронте. Минувший год стал временем развенчания мифов относительно западного оружия — танков, ракетных систем, артиллерии.
Однако одного из главных козырей НАТО, боевой авиации, на которую в последние десятилетия делали ставку стратеги альянса, над полем боя так и не появилось.

Разговоры о передаче Украине истребителей F-16 велись еще до начала летнего наступления ВСУ, которое закончилось в стиле Вердена и Пашендаля — худших мясорубок Первой мировой. Аппетиты у киевского режима были огромные — в январе минувшего года спикер военно-воздушных сил Украины Юрий Игнат заявил: его стране нужно около 200 самолетов, что составляет примерно пять бригад штатного состава. Причем командование ВСУ в интервью испанской El Pais отмечало, что только на первом этапе хочет получить 24 машины. В конце августа Зеленский озвучил цифру в 160 истребителей, необходимых для того, «чтобы не дать РФ доминировать в небе».

Весной этого года украинцы рассчитывали получить, в соответствии с достигнутыми Зеленским договоренностями, минимум 45 истребителей: 19 из Дании, 18 — 24 из Нидерландов, некоторое количество из Бельгии и Норвегии.

Языковой барьер

Однако гладко было на бумаге, но забыли про овраги. Во-первых, по состоянию на первую половину марта текущего года ни один F-16 Украине так и не передали. Во-вторых, в Европу была отправлена только одна группа пилотов из 12 человек, которые прошли базовое обучение в Великобритании и якобы приступили к учебным полетам в Дании. Однако здесь процесс застопорился: на днях газета The New York Times сообщила, что прибывшие в августе в Данию пилоты смогли взлететь только в январе, поскольку ни один из них не знал английского языка, а переводом объемных инструкций по эксплуатации истребителя на украинский язык никто заниматься не стал. Также оказалось, что для украинцев слишком сложны западные техники пилотирования. Есть, правда, еще пилоты, проходящие обучение в США, однако и они даже по графику не будут готовы раньше лета.
Вольно или невольно The New York Times раскрыла ложь Юрия Игната, который в ноябре уверял, что подготовка идет по плану, а часть пилотов уже начала летать с инструкторами.
В министерстве обороны Нидерландов заявили, что обещанные самолеты не отправят до тех пор, пока Украина «не будет готова их принять». Поэтому никакой планируемой полусотни F-16 ВСУ в этом году не дождутся: в конце весны, возможно, прибудут шесть датских истребителей, которые изначально должны были оказаться в Украине еще до нового года, 13 самолетов Копенгаген рассчитывает передать до конца 2025 года.

По ком горят пианино


Для украинской авиации такая «подстава» от западных партнеров, конечно, серьезный удар. Остатки ВВСУ способны лишь на редкие вылеты, почти каждый из которых заканчивается символическими поминками на летном поле и сожжением пианино по примеру американских и британских авиаторов.
Украина отчаянно ищет пути получения советской авиатехники, однако большая часть таких машин находится в странах Глобального Юга, которые не хотят связываться с западной марионеткой.
Киевский режим оказался на распутье. С одной стороны, можно ждать конца обучения своих пилотов и получения ими F-16. Однако результативность работы российской авиации на линии фронта заметно выросла, спектр используемых средств поражения увеличился, и вполне возможно, что, когда натовские машины появятся в Украине, они будут уже не нужны. С другой стороны, Киев может попытаться задействовать наемников. На днях стало известно, что украинские вербовщики уже нашли в странах НАТО десять пилотов, пообещав каждому зарплату 100 тысяч долларов.

Похоже, Зеленский рассчитывал именно на «диких гусей», когда озвучивал огромное количество необходимых самолетов. Число бывших пилотов F-16 на планете довольно велико. За 40 лет с момента первого полета было произведено более 4600 машин, состоящих на вооружении 25 стран мира. Резонно предположить, что найти какое-то количество очень жадных до денег отставников все же удастся.

Другой вопрос, что появление даже пары десятков западных истребителей ситуацию кардинально не изменит: для эффективных действий F-16 должен иметь дальнобойные ракеты и возможность использовать цифровую сеть Link 16, позволяющую получать тактическую информацию в режиме реального времени. Конечно, есть вероятность, что и тем и другим ВСУ теоретически могут обеспечить, однако нужно понимать: вундерваффе не существует.

popov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter