Не верь глазам своим

Читайте мелкий шрифт...

Газеты пестрят странными объявлениями: «Разговоры обо всем», «Незабываемое общение», «Начни жизнь с чистого листа», «Мы всегда найдем способ вам помочь»... Речь идет о различных гаданиях, астропрогнозах и предсказаниях. Бывает так, что людям, откликающимся на эти рекламные призывы, можно заранее напророчить одно: вас обманут. После короткого разговора ни о чем вы получите телефонный счет на десятки тысяч рублей.


Купил, увидел, позвонил


— Купил одну из рекламных газет, прочитал объявление: «АКЦИЯ (напечатано большим и жирным шрифтом), найдите ответы на волнующие вас вопросы (любовь, семья, работа, карьера)», — рассказывает Юрий Константинович (один из читателей «СБ»). — Шутки ради решил узнать у гадалки, стоит ли менять работу или лучше повременить, а заодно проконсультироваться о целесообразности одной крупной покупки. Сразу бросились в глаза длиннющий номер телефона и стоимость минуты разговора 1.650 рублей на контрастном фоне. Набрал указанный номер, женский голос на том конце провода отвечал минут пять, ответы меня удовлетворили. А в следующем месяце вместо привычных 30 тысяч рублей в счете за городской телефон оказалась неожиданно большая сумма — 180 тысяч с копейками. Из них 150 тысяч рублей — оплата за 5–минутную «справочно–информационную услугу». Думая, что это какое–то недоразумение, позвонил давешним «предсказателям».


Тому, что ответили нашему читателю, поразилась и я. Ему сказали: обратите, мол, внимание — там, где напечатан номер нашей лицензии, указано, что «90 минут разговора за 150 тысяч рублей». Затем он пересказал мне дальнейший, не менее удивительный диалог с руководством «фирмы гаданий»:


— Я не разговаривал 90 минут! Наше общение длилось всего 5 минут.


— Но там же написано «АКЦИЯ». А это значит, что одна минута приравнивается к 90.


— Позвольте, но это там нигде не указано, так что подобная причинно–следственная связь из объявления не просматривается. И вообще, когда пишут слово «акция», которое ассоциируется у людей со скидкой, имеют в виду некую выгоду для потребителя товара или услуги, а не наоборот.


— А у нас своя акция.


Словом, конструктивной беседы не вышло. С той трактовкой объявления, которую предлагает руководство фирмы, согласиться сложно. Зато напрашивается другое объяснение этого рекламного модуля — недобросовестная реклама. В законе о рекламе прописано, что «информация должна быть достоверной, а все сноски, используемые в рекламе для уточнения содержащейся в ней информации, должны быть выполнены четкими буквами и шрифтом, размер которого не должен быть менее половины размера шрифта уточняемого текста». Мне пришлось долго вглядываться в злополучное газетное объявление чуть ли не с лупой. Как оказалось, не мне одной.


Где скрывается правда?


— Это не первое и не единственное нарекание, к нам обращались и другие граждане с похожими жалобами, — рассказала консультант управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Инна Гаврильчик. — К примеру, в одной рекламе крупно выделено, что тариф услуги — 500 рублей за минуту, а сбоку мелким шрифтом значится, что применяется он лишь при условии подключения абонемента стоимостью 150 тысяч на 30 дней по 10 минут за каждый день. Министерство торговли признало эту рекламу ненадлежащей, так как важная информация была напечатана слишком мелким шрифтом, что не позволяло потребителю воспринимать ее как обязательное условие. Не была она оформлена и в виде сноски. Будь сноска, у потребителя было бы больше шансов обратить внимание на дополнительное условие акции. В подобных случаях обманутый потребитель согласно закону о рекламе, получив заключение Министерства торговли о том, что реклама является ненадлежащей, может обратиться в суд, в том числе с требованиями материального возмещения морального вреда.


В этом случае, как и в ряде аналогичных, рекламодателю и газете, в которой размещалась ненадлежащая реклама, Министерство торговли уже вынесло предписание прекратить ее распространение. Кроме того, рекламодателю рекомендовано в досудебном порядке урегулировать ситуацию с теми людьми, которые считают себя обманутыми данной рекламой.


Наш читатель тоже счел, что его обвели вокруг пальца. Уже собирает необходимые для обращения в суд документы. Но прежде он отправился за разъяснением в информационно–расчетный центр РУП «Белтелеком», ведь счет на 150 тысяч рублей представила ему именно эта организация.


— Увидев газетное объявление и распечатку разговоров с домашнего телефона, где указана сумма 150 тысяч за одно соединение длительностью 5 минут, в «Белтелекоме» удивились не менее моего, — рассказывает Юрий Константинович. — Пока я не получил письменного ответа, но в разговоре мне обещали, что эти деньги я могу не платить.


— «Белтелеком» как оператор связи предоставляет технические средства, обеспечивая доступ абонентов к справочно–информационной службе той или иной организации, — рассказал мне пресс–секретарь «Белтелекома» Алексей Федоринчик. — Фирмы, заключившие договор с нашей организацией, самостоятельно устанавливают тарифы на свои услуги. Мы не вправе контролировать содержание разговоров, а тем более деятельность этих фирм. Лицензированием определенного вида деятельности занимаются соответствующие государственные органы. При выставлении счета мы отдельно учитываем услуги, оказанные «Белтелекомом», и те, которые оказывала сторонняя организация. Если абонент не согласен со счетом, выставленным сторонней фирмой, он может обратиться с претензией на качество услуг или на их стоимость. Мы передадим претензию той организации, которая оказывала ему эти услуги, и она примет решение по оплате. При этом «Белтелеком» телефон не отключает, если не оплачены услуги, предоставленные сторонней организацией.


Кстати, заинтересовавшись фирмой, вызвавшей недовольство Юрия Константиновича, я внимательно принялась изучать газетные полосы. На одной из них почти сразу же обнаружила 6 (!) разнообразных предложений по информационным услугам от той же магической фирмы. Было там и несколько рекламных модулей, которые специалисты называют ненадлежащей рекламой.


В милиции, куда читатель «СБ» обратился с заявлением, не усмотрели оснований для возбуждения уголовного дела, указав, что этот инцидент находится в сфере гражданско–правовых отношений. Может быть, пора все–таки пристальнее изучить работу фирм, рекламирующих телефонных предсказателей, гадалок и прочих шаманов? Не исключено, что за их «волшебной» деятельностью скрывается обыкновенное мошенничество...


Интересно


На московских и киевских телеканалах нынче очень популярны рекламные игры. К примеру, соблазнительная ведущая предлагает отгадать элементарное слово и сулит первому позвонившему энную сумму. Угадать нехитрую загадку способен человек даже очень средних способностей. Вот и начинает наяривать по телефонному номеру армия телезрителей. Дозваниваются почти все, но большинство автоматическая телефонная система ставит в режим ожидания. Сколько минут ожидают — за столько потом и платят, так и не дождавшись ни своего звездного часа, ни выигрыша.


Минторг рекомендует


Читайте не только информацию, которая напечатана крупным ярким шрифтом, но и ту, которая оформлена неброско, мелкими буквами, — очень часто именно в ней содержится существенное условие особенно привлекательного на первый взгляд предложения;


если есть сноска, нужно обязательно ее прочитать; если в ней говорится, что подробности можно узнать по телефону или на сайте, — обязательно позвонить и уточнить все, что вас интересует по данному вопросу, или изучить информацию на сайте;


предоставление развлекательно–информационных услуг по телефону — всегда платная услуга, поэтому прежде чем звонить, поинтересуйтесь стоимостью такой услуги за минуту.


Компетентный комментарий


Начальник отдела по надзору за следствием в органах внутренних дел прокуратуры Минска Григорий Мишнев:


— То, что на первый взгляд кажется недобросовестной рекламой, порой может подпасть и под статью Уголовного кодекса. В случае, когда с человека высчитали 150 тысяч рублей не за 90 минут разговора, а за 5, усматриваются признаки мошенничества или причинения имущественного ущерба без признаков хищения. Ведь в рекламном объявлении (в нарушение закона о рекламе) четко условия оплаты не оговариваются. Человека сориентировали на то, что минута стоит 1.650 рублей, при этом нигде не указано, что за услугу независимо от продолжительности разговора (1 или 5 минут) взимается плата, как за 90. Но, возможно, если ущерб причинен не был, оснований для возбуждения уголовного дела окажется недостаточно. Если гражданин не согласен с решением милиции, он вправе обратиться в прокуратуру. Незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела будет отменено, и материалы отправят на дополнительную проверку. Может быть, окажется, что есть и другие пострадавшие, которым все–таки нанесен материальный ущерб.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter